В музее Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова в Москве сохранилась театральная афиша, непосредственно относящаяся к Кузнецкстрою. По моей просьбе сотрудники музея любезно прислали её мне в электронном виде.
Год 1931-й. Разгар стройки кузнецкого металлургического завода: «Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь!»
Энтузиазм, с которым возводились домны и производственные цеха, был потрясающим. В этот год на ударную стройку в наш город Новокузнецк приезжает с «ударными гастролями» театр имени Вахтангова.
Пятого сентября 1931 года в клубе имени Эйхе начались гастроли спектаклем «Темп» по пьесе Николая Погодина в постановке режиссёра и директора театра в те годы Освальда Глазунова.
В 1929 году Николай Погодин, побывав на Волге, где разворачивалась тогда ударная стройка тракторного завода в немыслимых ранее в нашей стране темпах, и, опубликовав серию очерков в центральной прессе под общим названием «Тракторострой», в последующем решил передать мощь, энергию строительства языком драматургии на театральной сцене.
Молодому 29-летнему драматургу это сделать удалось. С подачи писательницы Лидии Сейфулиной право первой постановки спектакля «Темп» в 1930 году получил театр имени Вахтангова. Это была первая пьеса на производственную тему в то время.
На сцене была показана настоящая стройка тех лет: актёры были одеты так же, как и зрители: в телогрейки, сапоги, они говорили на таком же «своём, колоритном языке». Поэтому они были близки и понятны зрительному залу, который тепло принял спектакль.
Вахтанговцы привезли на гастроли и свой культовый спектакль Карло Гоцци «Принцесса Турандот» в постановке самого Евгения Вахтангова. Режиссёр поставил «Турандот» как ироническую сказку, в которой актёры играли не самих героев, а актёров венецианской театральной труппы, разыгрывающих «Принцессу Турандот».
Зрелищность привносили четыре персонажа – классические маски итальянского театра Труффальдино, Тарталья, Панталоне и Бригелла в исполнении Анатолия Горюнова, Бориса Щукина, Рубена Симонова и Освальда Глазунова. В главной роли принцессы Турандот блистала талантливая Цецилия Мансурова.
Спектакль впервые был поставлен в 1922 году и, как писала пресса тех лет, имел «феноменальный успех» как там – в Москве, где был показан более тысячи раз, так и здесь – на Кузнецкстрое. Позже, уже в 1963 году, режиссёр Рубен Николаевич Симонов возобновил спектакль с лучшими силами «звёздного поколения» вахтанговцев: Юлией Борисовой, Николаем Гриценко, Михаилом Ульяновым, Юрием Яковлевым, Василием Лановым, Людмилой Максаковой.
Третьим спектаклем гастролей вахтанговцев была «Виринея» Лидии Сейфулиной, повествующая о русской крестьянке, её незаурядной судьбе, о трудной и ожесточённой борьбе за новую деревню.
Спектакль также был близок и понятен зрителям, ведь многие из них приехали на стройку из сёл и деревенская жизнь, с её трудностями и невзгодами, им была понятна не понаслышке. А режиссёру спектакля Алексею Попову – мастеру МХАТовской школы, прославившемуся как постановщику массовых сцен, удалось создать спектакль широкого эпического звучания с яркими, запоминающимися образами: Павла Суслова (актёр Щукин), Груньки (актриса Попова), солдата (актёр Горюнов), баб (актрисы Запорожец и Некрасова).
Закрывались гастроли спектаклем «Разлом» Бориса Лавренёва, посвящённого революционной теме, поставленного к десятилетию Октября, в 1927 году.
Художник-постановщик спектакля Николай Акимов придумал для спектакля так называемый кинематографический принцип оформления сцены, закрытой спереди плотным тёмным щитом, в котором открывались, исчезали, вспыхивали и гасли окна-прорези, похожие на кинокадры, придающие особую выразительность театральному действию.
Режиссёр-постановщик спектакля Алексей Попов использовал наклонные станки, позволявшие видеть действие как будто сверху и дающие возможность найти необычные ракурсы. Когда открывалась вся сценическая площадка, изображающая палубу крейсера, небольшая сцена казалась огромной, а матросы высыпали на палубу с разных сторон, и, при встрече их на середине сцены, возникало ощущение, что палуба полна народу.
Маленькие роли играли лучшие актёры театра, даже бессловесная матросская толпа была разнообразна. Финальная сцена спектакля не оставляла зрительный зал равнодушным: под звуки «Интернационала» корабль уходил в море, и на его мачте медленно поднимался красный флаг, увеличивающийся в размере, становясь парусом.
Организаторы гастролей сделали всё возможное, чтобы спектакли посмотрело как можно больше зрителей: билеты распределяли по бригадам и в первую очередь давали передовикам производства — стахановцам. Актёры устраивали творческие встречи непосредственно на строительных площадках.
Читая в прессе воспоминания очевидцев гастролей тех лет, невольно осознаешь огромную силу воздействия театрального искусства, созданного мастерами Вахтанговского театра.
Владимир Пилипенко,
краевед
г. Новокузнецк
Источник: https://kuzrab.ru/rubriki/kultura/vahtangovczy-na-kuzneczkstroe/
Наша справка
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова — драматический театр в Москве. Образован в 1913 году как Студенческая драматическая студия, руководил которой Евгений Вахтангов.
Официальной датой открытия 3-й студии Московского Художественного театра (МХАТ) считается 13 ноября 1921 года, в этот день был показан спектакль «Чудо святого Антония».
В 1926 году студия была переименована в Театр имени Евгения Вахтангова – по имени его основателя и первого руководителя. В 1956 году театру присвоили статус академического.
После смерти Евгения Вахтангова по инициативе сотрудников был создан музей его памяти. Он открылся в декабре 1931 года выставкой в честь десятилетия театра, экспозиция охватывала и период работы Вахтангова в Денежном переулке с 1918 по 1922 год. В настоящее время в музее хранятся личные вещи режиссёра, библиотека и мебель из его кабинета.
Всего в фонде более 80 тысяч экспонатов: афиши, программы, фотографии, макеты, эскизы декораций и костюмов, архивные документы, печатные материалы, живопись, графика, мемориальные предметы.
В 2010 году в доме № 12 по Денежному переулку в квартире № 1 открылся филиал музея – Мемориальная комната Евгения Вахтангова, где находятся ранее не выставлявшиеся артефакты.