Валентин Иванович Масленников – вдумчивый, интеллигентный журналист

15 августа 2022 

Валентин Иванович Масленников родился 16 августа 1937 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье рабочих. Его родители в годы войны переехали в старинный город Ирбит Свердловской области, где Валентин окончил среднюю школу и поступил Исовский геологоразведочных техникум в городе Нижняя Тура Свердловской области.

Его отец Иван Николаевич Масленников участвовал в битвах Великой Отечественной войны и погиб на фронте. Мать Анфиса Ивановна, работница одного из предприятий, до конца жизни проживала на Урале, в Ревде – городе в Свердловской области.

Валентина Масленникова, молодого специалиста с дипломом техника, в 1958 году по распределению направили на Шалымский рудник (ныне Таштагольский район Кемеровской области), где добывали железную руду и сопутствующие минералы для металлургических предприятий Новокузнецка. Жил Валентин в посёлке рударей и геологов Усть-Шалым, который сегодня соединился с городом Таштаголом.

«Здесь, среди гор и бескрайней черневой тайги я проработал несколько лет, – вспоминал он позднее. – Пока в 1961-м не переехал в Кемерово». Здесь он устроился на работу в научно-исследовательский институт, где сначала трудился техником, потом старшим техником и даже – инженером.

Кроме того, в Кемерове произошло ещё два важных события в его жизни: Валентин Иванович женился на Евдокии Моргуновой, в 1962-м у них родилась дочь Марина; а в 1964-м поступил на заочное отделение факультета журналистики Уральского государственного университета.

Пока учился, перешёл на штатную журналистскую работу: успел около года поработать литсотрудником в редакции газеты «Ленинский путь» в городе Топки, потом – в многотиражках треста «Кемеровопромстрой» и УМЗ (Управления мест заключения).  

Осенью 1967-го Масленникова пригласили работать на Кемеровское телевидение – редактором промышленной телередакции. Здесь Валентин Иванович без малого трудился пятнадцать лет.

Так, в 1969-м он окончил Уральский университет, после этого его назначили старшим редактором промышленной редакции ТВ.

В одной из публикаций об истории Кемеровского областного государственного телевидения Фёдор Мефодьевич Ягунов, бывший главный режиссёр КСТ, писал:

«Валентин Иванович Масленников – человек мягкий, интеллигентный, вдумчивый журналист – занимался на КСТ передачами промышленного направления и, в первую очередь, угольной отраслью. Его популярные рубрики – «Славься, шахтёрское племя», «Шахтёрские горизонты» – не только рассказывали о работе коллективов шахт, разрезов, но и брали на себя организаторские функции.

Успехом у зрителей пользовались праздники типа «Голубого огонька», устраиваемые телевидением совместно с облсовпрофом по поводу вручения «Хрустального кубка» – переходящего приза бригаде-победительнице в квартальном соревновании горняков. В их организации тоже активно участвовал Масленников.

Был Валентин Иванович и среди авторов популярного в 1980-е годы телевизионного конкурса «Кто из 16?»

В феврале 1973 года его приняли в ряды профессиональной журналистской организации – он стал членом Союза журналистов СССР. Это событие вдохновило молодого журналиста на новые творческие поиски.

Телезрители отмечали авторские работы В.И. Масленникова. Например, киноочерки «Признание», автором сценария, которых тоже был Валентин Масленников. Документальные видеоматериалы рассказывали об известных людях Кузбасса, их жизненном пути и славном труде.

В 1984 году Валентин Иванович перешёл в редакцию Кемеровского областного государственного радиовещания (сегодня это канал «Радио России – Кузбасс»), где стал главным редактором.

Под его началом в радиоэфир ежемесячно выходили десятки передач. Сегодня на областном государственном радио уже не осталось тех, кто когда-то тесно работал под его началом. А те, кто пришли на ОблРадио позже, отмечают его внутреннюю сдержанность, культуру, интеллигентность.

Ветеран областного радио Татьяна Микельсон:

– Он, безусловно, был очень талантливым человеком. Казался немного странным. Но он всё же телевизионщик. Наверное, этим и запомнился больше всего.

– Когда я пришла на радио, – поделилась и журналист-ветеран ОблРадио Наталья Милютина, – он у нас был главным редактором. Недолго я с ним работала, он вскоре ушёл в книжное издательство. Остался в памяти такой сухощавый, интеллигентный мужчина.

Действительно, в 1987 году В.И. Масленников перешёл на должность главного редактора Кемеровского книжного издательства – одного из крупнейших за Уралом.

Заслуженный художник России Василий Кравчук, работавший в те же годы главным художником этого издательства, подчеркнул, что в 1980-е здесь ежегодно выпускали десятки наименований художественных и поэтических книг, общий годовой тираж которых доходил до 3 миллионов экземпляров «Так что работы у Валентина Ивановича в издательстве было навалом», – вспоминает В.П. Кравчук.

А вот с началом 90-х годов, когда в стране развернулся полномасштабный кризис, дела в издательстве резко переменились. Начиная с 1991 года учреждение вынужденно было перейти на выпуск в основном заказной литературы. Объём книжной продукции издательства начинает падать. Например, если в 1991-м было выпущено 46 названий книг и брошюр, то в 1994 году всего 5 названий.

– Наверное, в связи с этим Валентин уволился из издательства, – предположил Василий Петрович. – А позднее вообще переехал из Кузбасса в Томск, где жила и работала его дочь.

Впоследствии в Томске 31 января 2016 года в Валентин Иванович ушёл из жизни. Ему было 78 лет…

В библиотеках Кемеровской области хранится несколько книжек, написанных журналистом и издателем Валентином Масленниковым. Это – «Уравнение со всеми известными» (1982), «Притоки стальной реки: шесть репортажей о путях экономии металла» (1983), «Сокровища старых отвалов» (1987). Все они – о передовом опыте работы производственников Кузбасса, который мог бы пригодиться на других предприятиях. Он собран автором в ходе его многочисленных встреч с людьми, знакомств с трудовыми коллективами. Этот опыт осмыслен и популярно изложен опытным журналистом.  Примечательно, что все его издания сопровождает один рефрен: «Девиз движения кузбассовцев: «Каждый трудящийся – экономист на своем рабочем месте».

За свою работу, заслуги, высокий вклад в развитие профессии В.И. Масленников был награждён знаком Комитета по телевидению и радиовещанию СССР «Отличник телевидения и радио».

По материалам Internet

 

Валентин Масленников: «Время в железной оправе, или хроника первых газетных кампаний». (Из опыта работы редакции газеты «Кузбасс» конца 1920-х годов)  

Ноябрь 1928 года. Утверждён проект Урало-Кузнецкого комбината, предусматривающий возведение трех металлургических заводов на Урале и одного – Кузнецкого – в Кузбассе. Становилась реальной идея знаменитого «маятника» – возить кузнецкий уголь на Урал, а обратно – руду для КМК. Так осуществлялся один из главных принципов размещения производительных сил – всемерное приближение промышленности к источникам сырья.

Попытаемся проследить, как журналисты «Кузбасса» того времени помогали добывать уголь, выжигать кокс, возводить корпуса металлургических гигантов.

1 февраля 1929 года. На страницах газеты «Кузбасс» под рубрикой «Перекличка угля и металла» крупным шрифтом набрано: «Урал просит Сибирь давать хороший уголь и кокс». Ниже письма: «Что говорят рабочие и специалисты Урала о качестве нашего угля и кокса».

Председатель производственной комиссии Дудин (Нижняя Салда): «По своему качеству топливо не отвечает условиям договора». Главный инженер Кушвинского завода Попов: «Мусорность угля увеличивает себестоимость тонны чугуна на 12 копеек».

8 февраля. Газета «Кузбасс» опубликовала письмо рабкоров Нижнесалдинского завода «Уральским домнам – хорошее топливо». Уральцы подсчитали, что с Кемеровского химзавода на Урал вместе с коксом повышенной влажности перевезено 15 маршрутов воды.

9 февраля. Газета вынесла на обсуждение идею создания большого постоянно действующего общества, основой которого должны стать комитеты содействия Урало-Кузнецкому комбинату, начала поход за резкое улучшение качества кокса, предоставив свои страницы специалистам и рабкорам. Уральский инженер Ордынский советует изменить способ заливки кокса водой, длину грохотов. Письмо подтолкнуло творческую мысль коксохимиков.

13 февраля. Со статьей «Выжмем воду из кокса» выступил инженер Гольдфайн. Он предложил тушить кокс, не закрывая концов коксовой коробки, оставляя сток для воды. Рабочий Мошковский: «Заливку кокса производить на особых металлических решетках, через которые вся вода стекала бы вниз, под коксотушитель...»

Внедрение предложений принесло некоторые результаты: процент влаги в коксе стал близок к норме. Но возникла другая проблема. Уголь, поставляемый с рудников, содержал большое количество породы, что повышало зольность кокса.

Были созданы рабкоровские бригады. Появились небольшие заметки рабкоров, подписанные, как правило, псевдонимами Бедный, Бывший, Хмурый, Шило, Пайщик, Мы и т. д. Эти материалы предъявляли серьёзный счёт горнорабочим. Следом под заголовком «Дадим коксовым печам чистый уголь» редакция опубликовала ответ горняков, где они потребовали от администрации упорядочить оплату труда отборщиков породы.

Под «шапкой» «Отвечаем на уральский счет» горняки предъявили свои претензии: «Качество угля и кокса зависит от доброкачественного уральского металла». Оказалось, что инструменты, получаемые с Урала, низкого качества, наждачные и карборундовые круги слишком мягки.

Прокопчане, например, высказали мысль, что дешевле делать инструмент на месте, потому что уральская лопата стоит 1 рубль 40 копеек, а местная – всего 40 копеек.

6 марта. Под ударной «шапкой» «Коксовики и шахтёры! Все, как один, обсудим ответ Уралу!» было опубликовано совместное обращение редакций газет «Советская Сибирь» и «Кузбасс» к рабочим и специалистам Кемеровского рудника:

«Урало-Сибирская перекличка – неведомственный спор между Сибуглем и Уралметом. Это широкий смотр промышленности Сибири и Урала... Это значит – улучшить качество уральского чугуна и железа, увеличить производительность труда, снизить себестоимость на Урале и в Сибири...»

Газета обращалась к рабочему человеку, к его сознанию, спрашивала его совета по вопросам повседневной экономики и находила горячий отклик. Решено было провести конкурс на лучшего производственника, использовать неработающие формовочные станки и прессы, построить шахтную печь для обжига шамотного кирпича, организовать курсы повышения квалификации.

20 сентября газета объявила днём смотра работ на пусковом объекте. Организовали рабкоровскую бригаду. В каждом номере «Кузбасс» публиковал сообщения с коксовой батареи. Редакция рекомендовала создать рабкоровские бригады в Сибгрузе, на бирже труда – на самых трудных участках снабжения стройки материалами и специалистами.

Накануне пуска рабкоры обратились к горнякам Прокопьевского рудника: «Нужны добавочные маршруты с углём. Вы срываете розжиг коксовой батареи...» На следующий день прокопчане ответили: «Уголь будет!»

И только 10 декабря 1929 года в 12 часов дня третья батарея коксовых печей выдала первый «пирог». В этот день вышел праздничный номер газеты. Опубликованы победные сообщения, репортаж с места события, поздравления, отмечено «умелое и давшее хорошие результаты участие газеты «Кузбасс» в борьбе за досрочный пуск батареи...»

Это было признание.

Пожелтевшие страницы словно наэлектризованы созидательным напряжением тех лет. Ценою огромных совместных усилий Кузбасс и Магнитка стали символом экономического подъёма страны. Однако темпы требовали развития: «Сибирь должна сейчас же увеличить свои производственные программы, чтобы полностью удовлетворить потребность Урала в доменном угле и коксе».

Шахтёры требуют соответствующих условий для работы: «лампы Вольфа» гаснут через каждые два часа, и рабочий вынужден выходить из шахты в ламповую, теряя больше часа, или совсем уходить с работы».

Никуда не годились инструменты. «Лопаты, кайла, топоры тоже низкого качества. Нет крепежного материала, лес непригодный, доставляют его несвоевременно. Администрация же не принимает никаких мер, объясняя все нежеланием горняков работать!»

Тогда газета пошла на смелый для того времени эксперимент. Корреспондент «Кузбасса» Брагин в течение двух недель провёл точный учет простоев на шахте № 2. На две недели корреспондент стал нормировщиком-хронометражистом. Результаты его работы крайне поучительны для шахтёров всех профессий:

Забойщик Ушаков из-за отсутствия работы простоял 1 час 50 минут. Спецодежда очень быстро намокает – из-за этого потеряно ещё 2 часа 20 минут. На настилку пути затрачено 2 часа. На откатку – 8 часов 40 минут. Всего Ушаковым непроизводительно затрачено 14 часов 50 минут.

Этот скрупулезный учёт, проведенный журналистом, доказал, что администрация шахты крайне нерационально использовала квалифицированных рабочих. Газета со всей очевидностью показала, где, сколько и на чём теряли горняки, что такие постоянные учет и контроль позволяют добиться повышения производительности труда.

Мы не знаем, какими они были, журналисты тогдашней газеты «Кузбасс». Мы даже не знаем их имён. Известно лишь, что редактором сначала был Н. Житловский, с октября – Б. Голубчик. Наиболее часто встречаются фамилии (инициалы тогда не ставились): Кожурников, Ефремов, Найдич, Гуревич, Ястребов, Костромин, Гельященко.

Можно только предполагать, что они были молодые и горячие, преданные своему нелегкому делу. И были, наверное, убеждены, что будущее страны зависит от каждого из них. Отсюда и заголовки: «Все внимание углю и коксу!», «Под суд прогульщиков, разгильдяев и рвачей!», «Больше угля и кокса Уралу!»

«Перед шахтёрами Кузбасса, – писала газета 5 февраля 1929 года, – стоит задача увеличить производительность труда и снизить себестоимость угля на 7 процентов. Но успешное решение этих задач в значительной степени зависит от того, какую помощь окажут друг другу рабочие, какая шахта скорее поднимет производительность труда, – вот в чём будет заключаться соревнование».

Призыв газеты был широко подхвачен. Застрельщиками соревнования стали рабочие коксовых печей химзавода. 12 февраля редакция «Кузбасса» вызвала на соревнование-перекличку по скорейшему «изжитию» прогулов, поднятию производительности труда, снижению себестоимости продукции на 7 процентов через газету «Красный шахтёр» (Донбасс) горняков Донецкого угольного бассейна.

Вскоре был опубликован ответ донецких шахтёров: «Вызов принят. Готовимся к работе». 21 февраля была получена телеграмма редактора «Рабочей газеты» Феликса Кона, в которой он горячо приветствовал перекличку газет «Кузбасс» и «Красный шахтёр». Так началось соревнование двух угольных бассейнов страны – Донбасса и Кузбасса.

Первый опыт исследования причин плохой работы, низкой производительности труда и дисциплины принадлежал рабкоровским бригадам. Рабкоры отмечали, что попустительство горного мастера и хозяйственников приводит к тому, что «горняки думают больше о заработке, чем о производстве, а там, где гонятся за длинным рублем, низкое качество угля, высокий процент зольности».

Редакция терпеливо выискивала и распознавала в рабкорах людей с трезвым умом и практической сметкой, соединяющих преданность делу с умением налаживать крепкую и дружную работу. Газета помогала сосредоточить внимание на главных и конкретных задачах развития угольной промышленности. Такой главной задачей было повышение производительности труда.

Таким образом, урало-сибирская перекличка угля и металла всколыхнула рабочих. «Счёт» Урала сибирякам затронул интересы десятков предприятий. Перекличка так глубоко захватила каждого, что рабочие организовывали перекличку между отдельными цехами, участками, шахтами. Возникли ударные группы, смены, которые, выполняя и перевыполняя задания, становились во главе мощного движения за повышение производительности труда, за улучшение качества и снижение себестоимости продукции.

В эти дни газета «Кузбасс» писала: «Рождается железный, грохочущий Рур – Кузбасс. Впервые в истории Сибири творческая воля пролетариата призывает к жизни богатства Кузбасса, которые громадны по своим размерам». Великие планы порождали великий энтузиазм.

Для газетчиков тех лет не было более могучего стимула, чем служение новому времени. Ему они отдали свои горячие сердца и таланты. Они жили одной жизнью со всей взбудораженной и вздыбленной страной. Так позавидуем им и будем благодарны за все, что они успели и сумели сделать.

Источник: книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008г.

Архив новостей