Валентин Волченков, фотожурналист из Новокузнецка

12 декабря 2022 

Биография Валентина Николаевича Волченкова во многом схожа с судьбами тех, кто родился и жил в СССР в середине ХХ века. Он родился 3 февраля 1947 года в городе Сталинске (ныне Новокузнецк). Здесь же в 1966 году окончил среднюю школу № 2.

Потом молодого парня призвали в ряды Советской Армии на срочную военную службу, которую он проходил в зенитно-ракетных войсках на севере страны – в городе Норильске).  

А вот к профессиональной творческой деятельности Валентина впервые привлекли в 1972-м: 26 января того года его приняли фотокорреспондентом Кузнецкого металлургического комбината. Корпункт назывался «КМК-фильм». Кстати, в Министерстве чёрных металлов СССР существовала целая сеть подобных кинокоррпунктов. Здесь он набирался опыта, осваивал мастерство фотографии, снимал металлургов во всей их рабочей стати. Его снимки начали появляться в газетах Новокузнецка. Редакторы ценили их достаточно высоко. Они были замечены и в главной газете города – «Кузнецком рабочем».   

И в сентябре 1976 года Валентина пригласили работать фотокорреспондентом в «Кузнецкий рабочий». Газета в те годы выходила пять раз в неделю форматом А2 (как газета «Правда»). И тут у него начался настоящий фоторепортёрский труд, сложный, напряжённый, «потогонный», как говорят газетчики.

Со временем он завоевал авторитет мастера своего дела. Нередко приходилось и самому делать подписи к своим снимкам, а иногда – и небольшие репортажные тексты. Понимал, что уровня школьных знаний не всегда хватает для этого. Решил учиться. В 1982 году поступил на факультет русского языка и литературы Новокузнецкого государственного педагогического института, а в 1987-м успешно его окончил.

В 1998 году серьёзный, работоспособный Волченков стал заведующим отдела фотоиллюстрации газеты «Кузнецкий рабочий». К нему пришло настоящее признание. Его фото публикуют в центральной прессе, отмечают наградами различных конкурсов.

В начале 2000-х годов Валентин Волченков принимал участие в подготовке и проведении фотовыставки о Кузбассе в Москве. В 2005 году в составе группы журналистов покорил безымянный тогда пик Поднебесных Зубьев, в честь 75-летия газеты названный пиком газеты «Кузнецкий рабочий».

Своей родной газете он оставался верен всю трудовую жизнь – до самого выхода на заслуженный отдых в 2018 году. И сегодня нередко бывает в редакции, общается с коллегами.

Волченков имеет и самое непосредственное отношение к созданию в городе известного на всю страну фотоклуба «Сибирь», который был организован в 1964 году в новокузнецком Доме творческих союзов. Валентин Николаевич до сих пор сотрудничает с этой общественной организацией.

Благодаря этому сотрудничеству и своему высокому профессионализму он был участником многочисленных фотовыставок, проводимых клубом. Так, например, в 1974 году это была фотовыставка к 50-летию комсомола, в 1977-м участвовал в фотовыставке INTERPRESSPHOT0-77. Его снимки заняли первое место на фотовыставке «Фотопанорама-1983». В 1985 году получил диплом областной фотовыставки «Подвиг, ставший легендой!» В 2005-м жюри фотовыставки «Кузнецк 75» единодушно присудило его работам Гран-при – за формирование облика газеты «Кузнецкий рабочий и ведущую роль в развитии городской фотографии.

В феврале 2022 года в Доме творческих союзов прошла персональная выставка Валентина Волченкова «Пространство бытия», приуроченная к 75-летнему юбилею автора.

За добросовестную творческую работу Валентина Николаевича не раз отмечали заслуженными наградами. Среди них Почётная грамота Министерства культуры и массовых коммуникации Российской Федерации (2008), кузбасские награды: медали «60 лет Кемеровской области» (2003), «За служение Кузбассу» (2010), «За веру и добро» (2015). В 2003 году член Союза журналистов В.Н. Волченков получил Почётную грамота Союзов журналистов России за плодотворный труд и вклад в развитие фотожурналистики Кузбасса.

Источник: https://новокузнецк400.рф/persons/423-volchenkov.html

 

Документалистика – мой хлеб

Фотоснимки с места событий в Инстаграме или Твиттере, конечно, предоставляют возможность чувствовать себя в гуще событий. Но, во-первых, эти фотографии непрофессионально сделаны, а во-вторых, они не дают возможность увидеть исторический ряд.

Увидеть и создать историю

Визуально создавать истории, показывать характеры людей в сложившихся обстоятельствах – нужен талант. У известного не только в городе, но и за пределами Кузбасса фотожурналиста Валентина Николаевича Волченкова, который отметил круглую дату – 75 лет, для таких визуально исторических повествований есть и талант, и опыт, и, несмотря на возраст, желание познавать новые аспекты, видеть новые горизонты в этом интересном и увлекательном фотомире.

Валентин Волченков в таинственный и познавательный мир фотографии был приглашён сразу же после завершения армейской службы. В январе 1972 года он устроился на киностудию Кузнецкого металлургического комбината, иначе – в корпункт Минчермета, который был расположен на улице Кирова, 12, рядом с канувшим в Лету кинотеатром «Пионер».

«Так что у меня двойной юбилей: в этом месяце я отмечал и полвека своей трудовой биографии», – говорит юбиляр.

Певец трудовых будней

Корпункт был приписан к Центральной лаборатории КМК, но по идеологическим соображениям относился к парткому. Валентин Волченков, принятый на должность техника лаборатории, делал фоторепортажи о трудовых буднях сталеваров, доменщиков, других работников комбината.

Певец трудовых будней, как порой называли в те годы заводских фотографов. Снимки репортажного плана размещались тогда для всеобщего обозрения на больших стендах, установленных на проспекте Курако и рядом с заводским тоннелем.

В лаборатории проходили и заседания фотоклуба «Сибирь», который организовал фотожурналист Александр Фёдорович Санаров. Лучшего места и лучшей базы для фотографов было не сыскать! Лаборатория в полном комплекте могла предоставить всё необходимое для фотопроцесса, и в первую очередь – химикаты.

Вскоре Александр Фёдорович пригласил Валентина поработать фотокорреспондентом в городскую газету: «Не сомневайся, у тебя должно получиться!», – утверждал он. Получилось.

Заведующим отделом фотоиллюстраций Валентин Николаевич проработал до января 2018 года. При этом, получая высшее образование и проходя учебную практику в школах, заочно учился в Новокузнецком педагогическом институте по специальности «преподаватель русского языка и литературы».

«Литфак дал мне гораздо больше, чем факультет по подготовке режиссёров самодеятельных фотостудий Кемеровского института культуры, в который я собирался сначала поступать. Он помог мне расширить кругозор, получить знания, которые потом пригодились в фотожурналистике», – признаётся Валентин Николаевич.

Не только миг – умение мыслить

За эти пятьдесят лет Волченков удостоен немалого числа наград, состоялось его множество персональных выставок и конкурсов, за участие в которых он получил дипломы лауреата. Среди них – «Человек и природа», «Интерпрессфото-77», «Новокузнецк и новокузнечане», «Человек и металл», «Кадр-2000», «Фотоюмор». Завоёвывал гран-при в «Кузнице-75», а также «За ведущую роль в развитии городской фотографии», и многих других конкурсных мероприятиях.

Валентин Николаевич признаётся, что в социальной фотографии он во многом ориентировался на картины художников-передвижников – Сурикова, Репина и других. Для него произведения передвижников были примером социального репортажа. И вообще для одного фотожанра требуется только успеть поймать миг, в другом жанре необходима длительная работа мысли, кропотливое выстраивание репортажного ряда.

Профессия фотожурналиста дала возможность Валентину Волченкову повстречать множество интересных людей, вплотную познакомиться с журналистским братством и взаимовыручкой. Так, однажды вместе с коллегой-газетчиком пришлось срочно выезжать на место падения пассажирского «Боинга» под Междуреченском.

«Дело было в апреле, и на мне была весенняя кожаная куртка, а на ногах – демисезонные лёгкие ботинки. А выезжать надо было срочно.

Прямо с места в карьер добрались мы до вертолётной площадки. Оттуда на вертолёте к месту аварии. Картина, конечно, страшная. Самолёт при падении буквально перемололо, – вспоминает Валентин Николаевич. – Я всё, что надо было для репортажа, отснял, а пишущему журналисту недостаточно, ему нужны были дополнительные факты. Пока парень, собирая материал, брал интервью – все вертолёты улетели, и выбираться из этой таёжной глуши в куртке и ботиночках было немыслимо.

Апрель, вокруг сугробы и непролазная весенняя жижа. Хорошо, что нас в обратный путь подобрал УАЗик, в котором и без нас было немало пассажиров, и в котором мы кое-как, едва не переворачиваясь на крутизне, по весеннему бездорожью доехали до Междуреченска».

А как быть дальше? Время уже позднее, автобусы не ходят. Вызывать из Новокузнецка редакционную машину не представлялось возможным. Но благо, по-братски их захватили с собой в Новокузнецк коллеги – тележурналисты. Так и выручало всех общее журналистское братство.

Воображение для «Чёрного квадрата»

Выйдя на заслуженный отдых, Валентин Волченков не собирается останавливаться на достигнутом. У него появилось свободное время более досконально изучить цветовую гамму для создания более колоритной цветной фотографии. И опять-таки ориентиры в этом у фотожурналиста на художников – Казимира Малевича и Василия Кандинского.

«Сегодня мне этот ракурс – применение цвета в фотографии – очень интересен! К примеру, в пейзажах. В этом плане увлекательна концепция цветовой гаммы Казимира Малевича. Художник дал волю цвету! Многие знают его «Чёрный квадрат». Картина не просто некое магическое изображение, она заставляет в полную силу работать наше воображение.

Чёрный цвет – это цвет, который не отражается в отличие от белого. Но в нём можно найти всё! И мне сегодня очень хочется поиграть с колоритными оттенками в полную силу, а значит и со зрительским восприятием цвета и воображением», – делится своими ближайшими намерениями известный в широких журналистских кругах фотокор. А они, как известно, подобно журналистам-газетчикам, бывшими не бывают.

Сила, динамика, энергетика

К своему юбилею Валентин Николаевич подготовил соответствующую юбилейную фотовыставку. В этой фотоэкспозиции отражена и задушевная лирика, и пейзажи. Непременно представлены сюжеты тридцатилетней давности, те самые лихие девяностые с их забастовками и пикетами, через которые нам всем довелось пройти. И конечно же газетный фотоматериал, ставшие историей документальные кадры.

«Документалистика – мой хлеб. Она – сила, динамика, энергетика!», – восклицает автор выставки.

Рассматриваем фотоснимки, которые размещены в фотоэкспозиции под названием «Пространство бытия». На одном из них – взявшиеся за руки ребятишки из многодетной семьи – жители Малоэтажки, что пытаются отстоять свой частный дом, который у них конфискуют за огромные долги по коммуналке. («Отстояли!»). На другом – маленький, насупленный мальчик с плакатом в руках: «Мне трудно дышать!» – явный намёк на неблагоприятную городскую экологию.

Отображены и две харизматичные личности, почти в объятиях друг друга – политик Владимир Жириновский и Иван Неешхлебов, директор Новокузнецкого ликёро-водочного завода, внешне похожие на братьев-близнецов. Или пожилой интеллигентного вида мужчина, в плаще и шляпе, с развёрнутым лозунгом: «Нас спасёт только самоотверженный труд!». И рядом с ним – женщина в униформе дворника – фуфайке, грязном фартуке и огромных сапогах, с метлой в руках, что попала на митинг случайно, мимоходом, сразу же после уборки двора.

Представлена на экспозиции серия снимков, сделанных в безбашенные девяностые. Когда на Кузнецкий металлургический комбинат приехала группа военных американцев: для контроля за уничтожением (переплавки на металл) почти новых советских танков.

В серии – особенно говорящий о тех временах фотоснимок с изображением сидящего с победоносным видом в кабинете под российским гербом и флагом бравого американского вояки. С высоко закинутыми нога на ногу, как это любят делать янки, в позе всемогущего хозяина положения!

Или серия фотоснимков о добыче огромными механизмами-монстрами полезных ископаемых из кузбасской земли. Могучие экскаваторы, вгрызаясь, вскрывают сопротивляющуюся землю.

«Лично я считаю, что мы пользуемся недрами, беря их в долг у будущих поколений. А вовсе не оставляя их в наследство. И, искалеченная таким варварским вмешательством в её чрево, Земля мстит человеку авариями на угольных разрезах», – утверждает Валентин Николаевич.

Есть трогательные по своей сути снимки; есть с довольно серьёзными, а то и с забавными сюжетами… Но все фотографии интересны и по-своему уникальны. Потому что все они – отражение того времени, того мига, который уже не вернёшь.

Татьяна Шипилова,

 «Кузнецкий рабочий», 20 января 2022г.

Архив новостей