Василий Афанасьев: «Не зря приехал он на Кузнецкстрой»

30 ноября 2024 

Василий Афанасьев родился 21 августа 1919 года в селе Кисла Бугурусланского района Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область) в семье крестьянина. В 1932 году его родители с детьми переехали в Новокузнецк – на строительство Кузнецкого металлургического комбината. Сам Вася с десяти лет начал работать на КМК рядом с отцом. Поэтому для продолжения учёбы после школы и выбрал вначале инженерную специальность.

И хотя он с детства писал стихи, по окончанию средней школы в 1936 году поступил в Сибирский металлургический институт. Так сложилось, что всю Великую Отечественную войну Василий проработал на КМК. Сначала был молотобойцем, затем мастером-инструктором. Дальше начальником комсомольско-молодёжной смены второго механического цеха комбината. Смена, руководимая им, все военные годы была лидером в городе в соревновании комсомольско-молодёжных коллективов.    

Однако, чем взрослее становился Василий, тем всё больше его тянуло к гуманитарным дисциплинам. Поэтому вскоре он пошёл учиться в Сталинский учительский институт (ныне Кузбасская государственная педагогическая академия), где готовили учителей среднего и старшего звена для школ.

Здесь впервые по-настоящему начал проявляться его творческий талант. Нередко студенту Василию Афанасьеву поручали написать заметку в многотиражную газету.

В послевоенные годы он уже твёрдо намеревался стать литератором, для чего решил продолжить учёбу заочно. Его зачислили в Литературный институт имени А. М. Горького. Изучал тут гуманитарные и социальные дисциплины, участвовал в семинарах по различным литературным жанрам, включая прозу, поэзию, драматургию, детскую литературу, литературную критику. Заодно учился писать полноценные статьи для популярной прессы.

Постепенно в его жизнь вошла журналистика. Василий работал литсотрудником в новокузнецких многотиражках. А в 1953 году его назначили редактором газеты «Металлург» – одной из старейших заводских газет Новокузнецка, да и всей Кемеровской области. (Первый номер «Металлурга» на КМК вышел в свет 10 января 1932 года. В лучшие годы тираж издания доходил до 38 тысяч экземпляров).

В бытность В. С. Афанасьева редактором на газетных полосах каждого номера публиковались материалы о ключевых производственных событиях на комбинате, о внедрении перспективных технологий. «Металлург» активно освещал трудовые будни КМК, рассказывает о лучших представителях кузнецких металлургов. Газета печатала публикации и о культурных, спортивных мероприятиях на комбинате.

Сам Василий Степанович тоже часто брался за перо. Его статьи нередко печатали в городских и областных газетах.

А он снова продолжал учиться. На этот раз – на очном отделении Новосибирской высшей партийной школы, которую успешно окончил в 1958 году.

После этого опытного журналиста пригласили на работу в самую крупную в Кемеровской области городскую газету «Кузнецкий рабочий». Здесь он трудился целую пятилетку: заведовал в редакции отделом промышленности, потом – отделом городской культуры. Вёл в газете литературную группу. В том, что «Кузнецкий рабочий» имел среди читателей высочайший авторитет, есть немалая заслуга журналиста Василия Афанасьева.

В 1959 году Союз журналистов СССР принял его в свои ряды.

Поработал он редактором ещё одной крупной новокузнецкой многотиражки – «Строитель транспорта», которая была органом объединенного постройкома и управления треста «Кузбасстрансстрой». Сотрудники этой редакции освещали создание западной части железнодорожной линии Новокузнецк-Абакан, возведение Южно-Сибирской магистрали («Южсиба») и других объектов.

А в 1963 году в судьбе Афанасьева новый большой поворот – он назначен директором Новокузнецкой городской типографии.

История этого крупного в полиграфической отрасли предприятия шла в ногу с развитием в городе газетного дела. Когда в начале 1930-х годов в Новокузнецке появилась первая полноценная газета, вместе с ней возникла и типография. Если точнее, это случилось в марте 1930 года, с выпуском первого номера «Сибирского гиганта», положившего основу нынешнего «Кузнецкого рабочего». Тогда же начала свою работу типография Новокузнецка (сегодня это ООО «Полиграфист»).

Вплоть до 1953 года городская газета и типография были единым целым. Поначалу они даже располагались в соседних бараках на Кузнецкстрое. В 1953-м типография отделилась от редакции газеты и стала городской. В таком статусе её и принял десять лет спустя директор Афанасьев.

1 ноября 1973 года типография под его началом была преобразована в Новокузнецкий полиграфический производственный комбинат.

Вскоре город приступает к строительству нового – большого и светлого – здания для полиграфистов. Василий Степанович бдительно следит за возведением объекта, часто бывает на стройплощадке. Наконец, в декабре 1980 года новокузнецкие полиграфисты и журналисты «Кузнецкого рабочего» переезжают в специально построенное для них здание по адресу: улица Орджоникидзе, 11.

Началась новейшая эра развития городской полиграфической промышленности. В 1985 году в Новокузнецком полиграфкомбинате освоена офсетная печать газет. В начале 1990-х годов здесь произошёл переход от ручного и линотипного набора к компьютерному, цифровому, в 1992 году создан участок цветной печати. Предприятие стало центром печати для 30 городских, районных и многотиражных газет юга области. Здесь печатают не только газеты, но и журналы, книги, выпускают различную полиграфическую продукцию.

Но всё это уже без В. С. Афанасьева: в 1980 году он ушёл на заслуженный отдых, проработав директором новокузнецкой полиграфии 17 лет.

Свободного времени стало больше, и он всерьёз увлёкся литературным творчеством. Писал стихи. В Кемеровском книжном издательстве вышли его стихотворные сборники «Второе дыхание» (1989) и «Сибирская душа» (1990).

Интересный факт.  В сентябре 1981 года по инициативе новокузнецких литераторов, а затем и по решению Кемеровской организации Союза писателей РСФСР в Новокузнецке был организован «Литературный пост альманаха «Огни Кузбасса». Руководить этим «постом» поручили члену СП Павлу Майскому. Официально организованный «пост» начал работать как литературная студия КМК.

С того времени литераторы города стали собираться в большой аудитории на втором этаже Дворца металлургов КМК, а не искать «углы» у добрых дядей, как бывало не раз раньше. В городе появился своего рода клуб «усатых» литераторов, как именовали его местные остряки, в нём числилось более шестидесяти человек.

Основная задача «поста» заключалась в поиске творческих дарований и в отборе рукописей для публикаций. А если говорить более приземленно, творческим людям надо было отвести душу, показать себя, посмотреть на других – то есть попросту пообщаться, разрядиться.

Так вышло, что костяком «поста» оказались люди, близкие к металлургии, более того, тесно связанные с жизнью Кузнецкого металлургического комбината. Стоит упомянуть несколько известных в городе литераторов, которые так или иначе были связаны с КМК: Игорь Агафонов, Галина Дик, Василий Берляков, Надежда Каркавина, Владимир Кабанов, Александр Репин, Василий Сапрыкин, Людмила Иванова. И, конечно же, Василий Афанасьев, который с раннего возраста начал трудовую биографию именно на меткомбинате.

Его стихотворения: «Военный хлеб», «С добрым утром, металлурги!», «У заводских ворот», «Ветераны», «Руки», «Кузнецкая броня», «Дети», «Дамский вальс», «В войну я был молотобойцем…», «У Кузнецкой крепости», «Второе дыхание», «Последняя бессоновская хата», «Разлука», «Глаза – в глаза», – воспевают созидательный труд, любовь, жизнь простого человека, малую родину.

Скажем, в стихотворении «Огни» Василий Афанасьев показывает страдания и муки, через которые пришлось пройти людям, чтобы город Новокузнецк обрёл мощь и могущество:

Не зря приехал он на Кузнецкстрой,

Задиристый, весёлый, молодой.

Когда под утро улеглась пурга

И засинели пышные снега,

Он сам сойти с лесов уже не смог:

Заиндевел и до костей продрог.

Мы занесли его в палатку-дом,

Согрели чаем, дружеским теплом.

А он, согревшись, за свое опять:

– Умрём, тогда и будем отдыхать!»

«Писал Василий Степанович грамотно, с присущей ему ответственностью, – вспоминает о нём другой новокузнецкий литератор Александр Савченко в статье «История одной фотографии» (https://proza.ru/2022/10/01/548). – Его стихи печатались в газетах Кузбасса, в сборниках поэтов-металлургов... Вспоминаю, как в один из сумеречных дней запоздалой осени на трамвайной остановке около «Дома быта» лоб в лоб столкнулся со Степанычем. Он был небывало возбуждён, его болезненно постаревшее лицо светилось. После краткого приветствия Василий Степанович вытащил из кармана сборничек в голубоватой обложке.

– Ты, понимаешь, Сань, ждал всю жизнь! Наконец, вышли мои стишатки… При случае подарю тебе.

Но, как часто бывает в жизни, такого случая не подвернулось. Следующей встречи у нас просто не было. Василия Степановича не стало... Зато остались стихи».

Стихи В. Афанасьева: «Секрет Победы», «На чужбине», «Земля», «В трамвае», «Дюймовочка», – включены в сборник «Ради жизни на Земле», выпущенный к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (Новокузнецк, 2015). Но об этом автор уже не знал. Его не стало 9 мая 1990 года.

Исследователь его поэтического наследия Анастасия Романовна Рукавишникова отмечала, что «поэт в своих стихах говорит о трудном довоенном детстве – он начал свой трудовой путь на КМК, будучи ещё подростком. Особое место в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны и участие в ней наших земляков».  

В частности, его занимает судьба полковника Виктора Ивановича Полосухина, командира 32-й Гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии, участника битвы за Москву. В. И. Полосухин погиб 18 февраля 1942 года под Можайском. Ему присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Также В. И. Полосухину присвоено звание почётного гражданина Новокузнецка. Его подвигу поэт посвятил немало стихотворений, в их числе «На славном поле Бородинском».

Многие стихи Василия Степановича легко ложатся на музыку и становятся песнями. Поэтому А. Р. Рукавишникова отдельно рассматривает стихотворные произведения В. С. Афанасьева, положенные на музыку новокузнецким композитором Владимиром Максимовичем Гольцовым.

Например, их общая известная работа – «Песня о Новокузнецке». Одна из ведущих тем в творчестве композитора – тоже героико-патриотическая. Она звучит в песнях «Виновата война», «О чём вспоминают солдаты». В содружестве с поэтом Василием Афанасьевым композитором написано много песен, и лирических, и патриотических. Одно из последних их совместных музыкальных произведений – «Баллада о комдиве Полосухине».

Супруга Василия Степановича – журналист Юлия Тимофеевна Жилина также обладала стихотворным даром. Работала в многотиражке «Металлист» Новокузнецкого машзавода, в городском обществе «Знание» читала лекции о поэзии. Гордилась тем, что она – жена творческого человека.

«Иначе и быть не могло, других мужчин она не признавала, – пишет о ней Ольга Волкова (зарисовка «Душа не просит славы, но хочет петь», газета «Кузнецкий рабочий», 26 декабря 2015):

– Мой муж был бескорыстный, скромный, талантливый, – говорит Юлия Тимофеевна. – Он постоянно печатался в московском журнале «День поэзии» и во многих других изданиях СССР, считался даровитым. Как-то он читал свои стихи на семинаре поэтов Кузбасса, в гостях были московские поэты, и известный поэт Михаил Львов сказал: «Афанасьев нас всех положит на лопатки». Когда мы с ним поженились, стали писать вместе, с авторством не считались. В его стихах – мои слова, в моих – его. А подпись – как Бог на душу положит…».

Когда Василия Степановича не стало, первые десять лет для Юлии Тимофеевны были простоем. «Горевала, – всхлипывает она, – плакала и плакала. Какие уж тут стихи».

Однако, время лечит. И она всё же снова взялась за перо, наверное, чтобы продлить память об их совместной счастливой жизни:

«Мол, за стихи не платят деньги,

Чего корпеть?

Ну, а куда же душу денешь,

Коль хочет петь.

Мои стихи – моя забава,

Твои цветы.

Душа не столько просит славы,

Сколь красоты».

Сергей Черемнов

 

Василий Афанасьев. Стихи

 

В войну я был молотобойцем

Нечасто ездил я в трамвае,

С работы шёл домой пешком.

Меня однажды там назвали

Не как-нибудь, а ... медным лбом.

От слов бабенки мне – хоть в гроб:

– В тылу торчишь? У, медный лоб!

 

Бывало, к спинам жмусь в сторонке,

Как будто здесь, в родном краю,

Я виноват за похоронки,

За всех, израненных в бою.

И долго бьёт меня озноб

От этих слов: «У, медный лоб!»

 

– Смотри, а шея-то воловья!

Для фронта – хвор. Хитер, как поп!

...И я краснею за здоровье,

За свой широкий «медный лоб».

Наверно, если был бы хил,

Не так бы женщин я сердил!

 

«На славном поле Бородинском»

                          Посвящается Виктору Ивановичу Полосухину

Идут бои на поле Бородинском,

Спешат к Москве фашистские полки;

Но насмерть встали силой исполинской

Сибирские гвардейские полки.

Шесть дней и шесть ночей сплошного ада,

Шесть дней и шесть ночей грохочет бой,

Калечат землю бомбы и снаряды,

Изматывает душу минный вой.

Идут в атаку вражьи танки ходко.

Попробуй-ка драконов этих тронь!

Звучит команда всем:

«Прямой наводкой по врагу огонь!»

А Полосухин, кажется, спокоен,

Могучий, сероглазый, волевой,

Испытанный в боях хасанских воин

На самой жаркой точке огневой.

Сказал комдив стрелкам слова такие,

Кутузовские вещие слова:

«Родимые! Стоять, как часовые!

Назад – ни шагу! Позади Москва!»

Разя врага, ломая и круша,

Когда во гневе – не страшны снаряды,

Все выдюжит сибирская душа.

И дрогнул враг. Бежал он с поля боя.

И слышим мы сквозь годы огневые

Святые те бессмертные слова:

«Родимые! Стоять, как часовые!

Назад – ни шагу! Позади – Москва!»

 

Кузнецкая броня

Рвались на фронт, а нас не отпускали.

– Вы здесь нужнее! – говорили так.

Броню варили из кузнецкой стали,

В неё одет был каждый третий танк.

 

Подростки, малолетки комбината!

Мы не узнали фронта и атак,

Но жар сердец вложили в автоматы,

А ненависть и ярость – в каждый танк.

 

В броню вдохнули мы свою отвагу

И мужество мальчишеских сердец.

И наша ярость била по Рейхстагу,

Был фронтом трудовым Новокузнецк.

 

Характер наш и крепость нашей стали

Узнал разбитый наголову враг.

Не зря стоит у нас на пьедестале

«Тридцатьчетвёрка» – наш кузнецкий танк.

Источник: https://kemrsl.ru/stixi-o-geroyax-vojnyi-k-stoletiyu-nikolaya-masalova.html

Архив новостей