«Глаз – это вечно голодный рот, питающийся миром» – написал когда-то поэт и певец Джим Моррисон. И в этом смысле зритель «поедает» сюжет именно глазами. Что нужно знать, приступая к подготовке новостного телесюжета?
Опыт старших коллег может научить больше, чем толстые учебники от «кабинетных журналистов». Обсуждения в курилках, пара фраз после съёмки, жёсткая критика редактора ценнее, чем заумь, за которой нередко сквозит пустота.
Как создать телевизионный сюжет, который «приклеет» зрителя к экрану телевизора или монитора. Набор премудростей от Георгия Олисашвили, журналиста «Первого канала», будет полезен не только для «чистых» телевизионщиков, но и для коллег, размещающих видео на веб-сайтах.
Итак, обратимся к терминам телевизионной кухни и расскажем, что они означают.
Текст
Если смотреть новости, зажмурившись, любой, даже самый интересный и актуальный, сюжет будет казаться сухим и нелепым. Яркая, сочная картинка решает всё. Почему же авторы трепетно бьются с редакторами за каждое слово?
Почему суровые редакторы неуступчиво и скрупулезно подходят к вычитке даже крохотных, лёгких, как пушинка, материалов? Потому что для журналиста, даже телевизионного, нет ничего важнее текста.
Журналистский текст в информационном сюжете зажат в тесные рамки, где с одной стороны – изображение (то, что снято оператором), а с другой – монтаж (то, что осталось от снятого оператором). Плюс – «подводные камни» – синхроны и лайфы, хрипы и стенд-ап – всё, что нужно органично вплести в трёхминутное повествование.
Человеку с филологической подготовкой текст ТВ-новостей может показаться примитивным и лёгким в написании. Обманчивое впечатление. Навык работы с текстом мы приобретаем примерно в тех же условиях, что и фрезеровщик или слесарь. В пыльных мастерских – или по колено в помоях.
В старых учебниках по журналистике утверждается, что перед выездом на сюжет профессионалы заранее пишут сценарий и даже набрасывают закадровый текст. Это не так. Особенно, если речь идёт о репортаже с места, где события развиваются непредсказуемо.
С другой стороны, первые мысли о сюжете – «предварительный сценарий» появляются по дороге на съёмку. В процессе съёмки структурируются хаотичные мысли – и к концу съёмочного дня выстраивается последовательность блоков, из которых будет состоять сюжет.
Синхроны
С чего начать съёмки? Начинать, если, конечно, на месте не происходит что-то, что, не сняв сразу же, вы рискуете не снять никогда, надо с людей. С тех, кто вокруг. Это могут быть эксперты/очевидцы/прохожие, да кто угодно. Даже собачки, пробегающие мимо, иногда способны дать весёлый лайфик.
Как правило, люди любят долго и складно рассказывать о том, что вода мокрая, сахар – сладкий, а снег – белый. В вашем материале такого быть не должно. Удачно подвестись в сюжете к банальному (неинформативному) синхрону возможно лишь тогда, когда ваш герой – звезда первой величины, сам факт присутствия которой в материале вызывает уважение к сюжету – и к вам.
Записывая синхроны, людей надо мучить. Давить, прикидываться идиотом («метод Коломбо»), сочувствовать, давать выговориться, не перебивать, а если и перебивать – то часто, жёстко и решительно. Сильные эмоции в синхроне, вроде раздражения к интервьюеру, почти всегда украшают сюжет. Ключевые вопросы: как? почему? каким образом?
Не задавайте вопросы по бумажке. Если это ваша первая съёмка, и вы волнуетесь, как невеста перед брачной ночью, лучше заучите их наизусть. Лучшие ответы даются во второй половине интервью, когда в бой идут уточняющие вопросы.
Не стесняйтесь заставлять людей повторять одну и ту же мысль несколько раз, перефразируйте вопросы, тасуйте их, как карты в колоде. Хороший интервьюер, всегда чётко знает о том, какую мысль он должен «выбить» из синхронируемого.
Удовлетворив свой интерес, не забудьте про перебивки! Очень часто – это снятые крупно глаза (при этом важно, чтобы в момент съёмки человек что-то говорил и была видна мимика), руки, какие-то сторонние планы с места интервью. Иногда при монтаже вместо перебивки используется «вспышка» – один кадр белого поля. Есть негласное правило: в одном синхроне не должно быть больше двух склеек.
Если речь идёт не о сюжете с заседания правительства и т. д., записывая синхрон, можно попросить оператора «завалить» план, немножко наклонив камеру. Желательно, чтобы при этом все синхроны в сюжете были «завалены». Удачный «завал» украсит материал. Иногда уместно использовать и крупный план.
Записывая синхроны, ищите героев – людей, историями которых вы будете иллюстрировать проблему, о которой идёт речь. Помните только, что после записи синхрона героя нужно дополнительно отдельно подснять.
Профессионализмы
Синхрон – короткий фрагмент интервью с человеком в кадре.
Лайф – синхрон, в котором герой интервью двигается или совершает какое-либо действие; также лайфом называют шумовые «отбивки», вроде проезжающей мимо пожарной машины, пролетающего самолета, взрывов и т. д.
Хрип – синхрон, записанный по телефону.
Стенд-ап – собственно, синхрон (реже лайф) самого корреспондента на месте события, как правило, заготовленный заранее.
Перебивка – план, который накладывается в месте склейки двух разных кусков синхрона.
Лайфы
Хороший лайф – во многом операторская работа. Ошибочно считать, что оператор – просто «человек, который снимает». Оператор – в той же степени журналист, что и репортёр. Есть разные методы работы с операторами.
К примеру, собкор ТВЦ в Париже Олег Шоммер во время съёмки «отстраняется» от процесса, полностью доверяя оператору задачу набора видеоряда. А спецкор «Первого канала» Антон Войцеховский, напротив, во время съёмки, часто конкретно указывает операторам не только, что именно снимать, но даже точку съёмки и крупность итогового плана.
Удачная и в высшей степени профессиональная работа обоих говорит о том, что оба варианта возможны. Оператор должен понимать, какое видео журналист хочет от него получить в итоге.
Лайфы в современном новостном формате, если и не главная – то одна из главных составляющих частей сюжета. Впервые активно использовать лайфы в отечественной ТВ-журналистике стали репортёры «старого» НТВ. Да и сейчас люди, работающие или работавшие на этом канале, как мне кажется, делают это лучше остальных.
Лайфы бывают двух типов: «естественные» и постановочные. Самый простой способ записать «естественный» лайф – попросить оператора не выключать запись на камере – и снимать непосредственно в гуще событий/героя с плеча, в движении, используя наезды/отъезды.
Здесь, главное, не увлечься. Ибо, кроме лайфов, в материале должна быть и выразительная фактура. Так что без статичных планов, планов, снятых со штатива, «адресников», панорам и т. д. – не обойтись.
Иногда уместно (особенно, если есть время) записать постановочный лайф. Для этого нужно объяснить герою, что и как он должен сделать и что при этом сказать. А оператору – как это лучше снять.
Стенд-ап
Удачный стенд-ап – это обязательно кульминация материала, появление журналиста в кадре в тот момент, когда требуется предельно обострить какую-то деталь/погрузиться в проблему, приоткрыть её с другой, ещё не заявленной в сюжете стороны. При этом законы композиции позволяют начинать сюжет с кульминации – если того требует обстановка.
Важно помнить, что стенд-ап в начале сюжета должен «в лоб» погружать зрителя в проблему материала. На этот счёт есть поговорка, авторство которой приписывают Владимиру Познеру: «Репортаж должен начинаться хуком с левой, а заканчиваться – апперкотом с правой».
Стенд-ап должен предельно актуализировать то, о чём идёт речь в сюжете. Различаются три вида стенд-апов: в статике, в динамике (или как это часто называют – «проходка») и комбинированный (сложносочиненный стенд-ап). В первом случае – ключевую роль играет фон, на котором пишется стенд-ап.
Допустимы отъезды/наезды, панорамы (если это ложится на контекст того, о чём говорит журналист в кадре). Не лучший вариант – закрывать часть стенд-апа на монтаже другим планом – это создаёт ощущение незаконченности и непродуманности.
Записывая стенд-ап-«проходку», важно помнить, что движение в кадре должно быть оправданным. Просто «тупо ходьба» – выглядит глупо и неуместно. Обязательно нужно двигаться от чего-то к чему-то. Следите за жестикуляцией! Очень хочется, рассказывая что-то на камеру, вертикально и параллельно двигать ладонями на уровне груди («грузить кирпичи»). Этого лучше не делать.
Комбинированный стенд-ап – стенд-ап состоит из склеенных частей, снятых с разных точек. Иногда украшает сюжет, иногда создает ощущение «искусственности» и избыточности пребывания журналиста в кадре. Должно получиться так, чтобы планы стенд-апа отличались по крупности и органично ложились друг на друга при монтаже. Допустимы выход/вход из кадра/в кадр в местах склейки.
И не стоит употреблять в стенд-апе словосочетание «за моей спиной».
Снова текст
Вы вернулись со съёмки. Если есть время, внимательно отсмотрите снятый материал. Необязательно писать подробную раскадровку, важно «запомнить» картинку и уметь ориентироваться в ней. Подробно (т. е. дословно и с тайм-кодами, входными и выходными) стоит выписать лишь интересные синхроны и лайфы.
Для многих журналистов процесс отсмотра – самое скучное. Отнестись к нему стоит серьёзно, чтобы больше к этому не возвращаться. Лучше один раз всё отсмотреть и выписать по максимуму все интересные синхроны и лайфы. Ведь бывает, что сюжеты получаются не совсем такими, какими их изначально задумывает автор.
Текст сюжета для ТВ-новостей – это логичная последовательность информационно завершенных блоков, задача которой – максимально полно и всесторонне выстроить повествование об одной проблеме/одном событии.
Ключевых слов в этом кривоватом определении два: «блок» и «одном». С последним всё ясно: то, о чём ты говоришь в сюжете, присутствует в единственном числе.
Если есть несколько эпизодов, отличающихся друг от друга (а одинаковых эпизодов быть не должно), значит, проблема в сюжете – выше и шире – и она одна, и именно о ней – речь в материале. Двух проблем в информационном сюжете быть не может.
Классический блок в сюжете – последовательность «лайф-закадр-синхрон». При этом чаще всего лайф – с тем же человеком, что и на синхроне или, по крайней мере, о том же, о чём говорит синхронируемый.
Блоки существенно упрощают работу редактора в случае, если надо укоротить материал. Почти всегда в такой правке выкидывается какой-нибудь блок из середины сюжета, при этом изменения в остальном тексте – минимальны.
Как писать закадры? Кто-то предпочитает насыщенную тропами речь, инверсии, эпитеты и сравнения. Кому-то ближе скупой, иногда даже примитивно-сухой стиль изложения материала. Это дело вкуса. Важно другое. Внимание к мелочам, деталям, которые фигурируют на видео, снятом оператором. Поиск неочевидных причинно-следственных связей, парадоксов, пусть и незначительных, на первый взгляд.
Не стоит говорить о том, чего нет, чего не произошло или что, ВОЗМОЖНО, произойдёт. Этого ведь нет у вас на видео. Чем закрываться будем? Однако, в то же время, ни в коем случае, нельзя сбиваться на подробный пересказ картинки сюжета. Главное – факты, детали и подводки к лайфам/синхронам. Чтобы всё было органично и одно вытекало из другого.
Не стоит писать неоправданно длинных закадров. 3-4 предложения. Дальше – синхрон или лайф. Чем короче закадры, тем динамичнее сюжет.
Помните о хронометраже. Всё, что длиннее четырёх минут, как правило, можно ужать до двух с половиной. 2:30 – средний хронометраж информационного сюжета.
И это – не так уж и мало! Не стоит пытаться уместить в сюжет, всё, что вы хотите сказать «на тему». Всегда должен быть пласт информации, которую вы не даете в тексте, но имеете в виду.
Также важно оформление текста. Подробно расписывайте титры и геотитры. Используя видео из фильмов, укажите название картины, режиссёра и год выпуска.
Если в редакции есть «райтеры» – редакторы, которые занимаются написанием подводок к сюжетам, и от вас не требуют подводки, ВСЕ РАВНО перед текстом сюжета пишите короткую информацию для ведущего. Тем самым, вы облегчите жизнь райтерам, подстрахуетесь от «ляпов в подводках» и введёте редактора, который первым читает ваш текст, в курс дела.
Монтаж
Хороший монтаж может «вытащить» провальный материал, плохой монтаж – «убьёт» самый фееричный сюжет.
Про законы монтажа (чередование планов и т. д.) умышленно не пишу, об этом лучше скажет любой монтажёр. Главное – избегайте слишком долгих планов. Всё, что дольше 4-х секунд, должно быть оправдано движением в кадре, панорамой или отъездом/наездом. В то же время, неуместно использование планов, короче 2-х секунд – получится «мультик».
Следите за стыками закадров и лайфов с синхронами. Между ними не должно быть больших (около секунды и больше) звуковых пауз-провисов.
Записывая наговор, важно следить за интонацией и ритмом. Наговаривая текст, надо не просто выразительно читать по бумажке, но и реально понимать и представлять, о чём идёт речь. Баритон за кадром предпочтительнее, чем тенор. У женщин, на мой вкус, идеально – меццо-сопрано.
И самое главное. Работая над сюжетом, важно понимать, что нет правил, из которых не было бы исключений. Поэтому все «законы жанра» в телевизионной журналистике – не более чем условности, о которых нужно помнить, но иногда – не вредно и забыть.
Георгий Олисашвили,
собкор «Первого канала»
Источник: журнал «Журналистика и медиарынок», № 3, 2010
Наша справка
Георгий Автандилович Олисашвили родился в 1985 году в Абхазии. В 2007 году окончил с отличием Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов по специальности «телерадиожурналистика»
Был литературным обозревателем журнала «Очень UM» (г. Санкт-Петербург). Будучи ещё студентом, работал стажёром Дирекции Информационных Программ «Первого канала» (г. Москва). В январе 2008-го зачислен в штат корреспондентом этой Дирекции. В 2009 году стал заведующим корпунктом, собственным корреспондентом Приволжского бюро «Первого канала» (г. Саратов).
В 2012-м возглавил Ближневосточное бюро в Израиле. Затем работал в Останкино комментатором программы «Время». Руководство «Первого канала» назначило Георгия Олисашвили заведующим региональным бюро в США (Нью-Йорк). Теперь он регулярно выходит в эфир из Соединенных Штатов в программе «Время».