Виктор Кунгурцев: «Дружба – это дело круглосуточное и круглогодичное…»

28 сентября 2024 

Виктор Кунгурцев родился 18 марта 1947 года в Новокузнецке. Здесь до 1964 года учился в средней школе. Рано женился, работал. Затем окончил литфак Новокузнецкого государственного педагогического института.

О студенческих годах Виктора рассказал его институтский однокашник и друг, ветеран кузбасской журналистики Михаил Гревнёв:

– Мы оба одновременно поступили в пединститут на литературный факультет. И познакомились с Виктором Кунгурцевым сразу же после первой лекции, которую прочитали нам, студентам первого курса, 1 сентября 1971 года. Он уже был к тому времени взрослым мужиком: старше меня на восемь лет. Мне было 18, а ему 26. Познакомились, и сразу подружились, так как на литфаке парней училось мало – факультет по преимуществу женский. Вместе с нами учился ещё один мой хороший друг, известный журналист и редактор Женя Богданов. Ещё на факультете был сын известного поэта Михаила Небогатова Александр Небогатов, вспоминаю студентов Александра Розова, Марка Выдру, Валерия Черненкова – это те, кто тоже учился с Виктором…

Виктор поздно поступил в вуз по разным причинам. Главная из них, наверное, заключалась в том, что семья его родителей жила небогато, и он вынужден был рано начать работать.

Его отец трудился столяром-краснодеревщиком на мебельной фабрике, его золотые руки там ценили, поручали самые сложные задания. Жили они в самом центре Новокузнецка – за знаменитым рестораном «Москва» с гастрономом, что на проспекте Энтузиастов. (Сейчас на месте гастронома находится отделение банка).

Отец Виктора был очень строгим родителем, отчего и сын не был шалопаем. Хотя и рос обыкновенным, свободным дворовым пацаном, был при этом любознательным, любил читать. В классе выделялся лидерскими качествами.

После окончания школы он рано женился. Первую жену Кунгурцева звали Любой. «Она была комсомольским работником, – уточняет Михаил Михайлович, – инструктором райкома ВЛКСМ Орджоникидзевского района нашего города. Виктор влюбился в неё, они расписались. У неё уже был ребёнок, и Виктор его воспитывал, как своего».

Проживали молодые в том же, где и родители, Орджоникидзевском районе. Только у них была «двухэтажка» барачного типа, где и туалет на улице. Виктор вынужден был трудиться, чтобы поддерживать семью. Скажем, одно из мест его работы было в дальневосточном морском порту, здесь он стал портовым грузчиком.

Михаил Гревнёв с усмешкой вспоминает:

– Витя рассказывал, как после работы там они с мужиками садились обедать – обычно брали пару буханок хлеба и полведра икры… Для большинства из нас такое количество икры казалось нереальным, ведь жуткий дефицит был. А он говорил: «Мне эта икра так обрыдла, что я потом ни смотреть на неё, ни есть её не мог».   

Взрослый студент Виктор Кунгурцев, несомненно, был умней вчерашних школьников-однокурсников. Он больше них знал о настоящей жизни. Они смотрели на него с уважением, отмечали его начитанность, занимательное общение, наблюдая, как быстро привязывались к нему люди.

– Мы познакомились с его самыми близкими друзьями, – говорит Михаил Михайлович. – Ребята умные, интересные. Мы иногда в беседах с ними – пальцы веером, мол, мы – литераторы! Но куда нам до них! Один из них Саша Буторин, работал на Запсибе, умница, у него была уникальная профессия. Другие – Саша Миролюбов и Витя Швед – тоже умные ребята, они нас, как говорится, часто в спорах «обламывали». В студенчестве мы все вместе крепко дружили…

И преподаватели вуза, и студенты отмечали образованность и начитанность Виктора Кунгурцева, его любопытные размышления, глубокие, вдумчивые выступления на семинарах.

На литфаке был литературный театр, где ставили и играли эпизоды из разных пьес, мини-спектакли, например, к юбилеям Ф. Достоевского, И. Тургенева, были и пушкинские спектакли, и на темы Великой Отечественной войны. Кунгурцев вместе с другими активно участвовал в них.

«Он любил пошутить, – отмечает М. Гревнёв, – слыл юмористом».

После получения диплома о высшем образовании Виктор сразу пришёл в журналистику – начал трудиться в газете Новокузнецкого района «Сельская правда» (ныне «Сельские вести»). Здесь же, отслужив срочную службу в Советской Армии, оказался и Е. Богданов, часто заходил в редакцию М. Гревнёв

– Компания в редакции у нас была «улётная», – продолжает Михаил Гревнёв. – Кроме Вити там работал Саркис Арутюнян, красавец писаный, тоже выпускник нашего литфака. Сюда же пришёл чуть погодя Валера Немиров (впоследствии работал ответственным секретарём «Кузнецкого рабочего»), потом явился совсем молодой Вадик Речицкий (ныне редактор «Кузнецкого рабочего»), были Рита Стахович, конечно же, Женя Богданов (стал редактором газеты «Комсомолец Кузбасса» – «Кузнецкий край»). Руководила газетой незабвенная Анна Александровна Шибаева, – таких редакторов, как она, поискать…

Такой компании, – считает Михаил Михайлович, – наверное, больше не будет:

– После работы – раз в неделю – любили посидеть за столом, выпить, поговорить за жизнь. Без этого, пожалуй, не было бы у нас такой душевной атмосферы в редакции. Витя любил выпить. Это было у него до конца жизни… К слову, он очень боялся боли. Например, надо, допустим, зуб лечить, так перед тем, как идти к врачу, он стакан водки выпивал и в стоматологии ему знакомые эскулапы ещё наливали. Только так он мог стравиться с зубной проблемой…

Известно, что после «Сельской правды» Виктор Кунгурцев совсем недолго поработал в институте «УралНИИстромпроект». А в 1989 году принял предложение тогдашнего редактора «Кузнецкого рабочего» Анатолия Никифоровича Сосимовича, и перешёл в секретариат этой газеты.  

В 1991 году в самой большой городской газете области началась смена поколений. К руководству редакции «Кузнецкого рабочего» пришёл молодой, энергичный, амбициозный Александр Белокуров. Ему многое хотелось улучшить и переделать в издании. Он-то и перетянул многие талантливые перья к себе в редакцию.

– Настало время, когда редактором «Кузнецкого рабочего» стал Александр Белокуров, – говорит Михаил Михайлович. – И перетащил почти всех ребят из «Сельской правды» в свою газету. Ох, и горевала же тогда Анна Александровна Шибаева! Но понимала, что они хотят расти дальше.

Вскоре Виктор Михайлович Кунгурцев стал у Белокурова замредактора. Перешли сюда и Немиров, Речицкий, Стахович – всем в «Кузнечике» нашлось место по душе. (Евгений Богданов, правда, уехал работать в Кемерово). Перья, конечно, были золотые. Городская газета, безусловно, поднялась с их приходом. Атмосфера была творческая, дружелюбная.  Любил бывать у них в «Кузнецком рабочем» и сам Михаил Михайлович, который успел с 1990-го по 1999-й год потрудиться собкором газет «Комсомолец Кузбасса», «Наша газета», «Кузнецкий край», «порулить» редактором газеты «Губернские ведомости». В 2000-м году и сам перешёл в «Кузнецкий рабочий», став здесь заместителем редактора. Только Виктора Кунгурцева тогда уже не стало…

Но, где бы ни работал Михаил, его дружба с Виктором продолжалась.

– Хороший человек, дружить с ним было очень интересно, – снова с грустью повторяет Гревнёв. – Он любил повторять присказку, что дружба – это дело круглосуточное и круглогодичное. К нему можно было в любое время дня или ночи приехать, и он тебя приголубит, накормит, напоит, обогреет, успокоит, спать положит. Вот такой он был душевный, настоящий друг.

Интересно, что в годы перестройки Витя какое-то время возглавлял городскую организацию Союза журналистов. Коллеги его выбрали, доверили. Может, как председатель он мало что делал, но при нём наша городская организация не развалилась, как у других, осталась жива.

И в редакции авторитет у него был высокий. Пусть сам Виктор писал не так много, но зато был отличным организатором, хорошим администратором, аккуратно и прилично редактировал публикации коллег, на что редакционный народ не обижался. Если надо, мог одёрнуть того, кто «замастерился», поставить на место. Он вроде бы добрый, однако, умел держать в узде некоторых особо ретивых, если потребуется, мог очень серьёзно поговорить с любым журналистом.

Произошли перемены у Виктора и в личной жизни. С Любой они не ладили, пришло время, разошлись. А он снова влюбился. Его вторая жена Дина была интересной женщиной. Она оставалась с ним уже до конца… Ведь он очень серьёзно заболел: одна из самых распространённых в Новокузнецке «болячек» не обошла его стороной. В середине 1990-х в России от неё не было лекарств.

– Очень хотелось ему помочь, – признаётся Михаил Михайлович. – Его друзья делали, что могли. В 1994 году мне повезло дважды побывать в Америке. Витя просил меня купить там лекарства. И я пошёл с переводчиком в местную аптеку. Тамошние фармацевты объяснили мне, что, прежде чем продать лекарство, больной должен пройти тщательное обследование и прийти в аптеку с рецептом американского врача. А просто так продать пилюли для Виктора они не могут. В свободном доступе там можно было купить только витамины, дезинфицирующие, перевязочные средства, а остальное – увы… Так что с лекарством не получилось. А на следующий год Витя умер…

Это случилось 23 июля 1995 года. Новокузнецкие журналисты прощались с ним в Доме творческих союзов. Было очень много народа, ведь Виктор оставил о себе добрую память.

– Он и в моей судьбе оставил большой след, – оживляется Михаил Гревнёв. – Например, в апреле 1974 года Виктор был на моей свадьбе, поздравлял нас с Таней с нашим браком. Он был у нас одним из самых главных гостей. До сих пор храню фото, где он танцует с моей Татьяной. Он украшал любую компанию, с ним сразу становилось интересно, весело, юморно, легко…

Нынешний главный редактор «Кузнецкого рабочего» Вадим Речицкий в статье «Хорошо бы говорить только о хорошем, или «Свет мой, зеркальце, скажи» («КР», 30 марта 2010 г.) отмечает:

«Не скрою, я горжусь тем, что работаю в «Кузнецком рабочем» последние двадцать лет. Мне повезло, что учился у блестящих, без преувеличения, журналистов. Ушедших и здравствующих. Вот лишь несколько фамилий: Анатолий Никифорович Сосимович, Лариса Павловна Савицкая, Виктор Михайлович Кунгурцев, Сергей Георгиевич Чугурян, Татьяна Валентиновна Кислицына, Валентина Петровна Мелешкина, Валентина Егоровна Белобородова.

…Я назвал только наших ведущих журналистов, которые не «потерялись» бы в любом российском издании. …Все сотрудники «КР» каждый день решали и решают одну задачу – сделать всё, чтобы газета была полезной и интересной, нужной каждому из десятков тысяч наших читателей».

Да, Виктор Михайлович был настоящим профессионалом в журналистике. К сожалению, жизнь его завершилась рано. Он умер в возрасте 48-ми лет. Похоронен в Новокузнецке.

Сергей Черемнов

Архив новостей