Виктор Скороходов: «Мне везло на хороших людей!»

14 июля 2022 

Виктор Петрович Скороходов родился в 1948 году, а «заболел» телевидением в десятилетнем возрасте, будучи учеником четвёртого класса средней школы. Уроженец деревни Тарасово Промышленновского района, он готов был дневать и ночевать в радиокружке.

«В 1958 году в актовом зале школы поставили телевизор, и вся деревня повалила на встречу с чудом техники, – начинает повествование об это привязанности Виктор Петрович. – Сигнал принимали из Кемерова благодаря огромным антеннам. Я тогда чувствовал восторженное недоумение: как это возможно, как прямо по воздуху передается изображение?»

В 1966 году после окончания школы Витя задумался: куда пойти учиться? Положение в семье сложилось тяжёлое. Отец, что прошёл Великую Отечественную войну, служил шифровальщиком в Ставке Верховного главнокомандования. А после Победы работал прорабом на машинно-тракторной станции и скоропостижно умер от энцефалита. Мама – одна с двумя детьми, один из которых требовал постоянной помощи в силу инвалидности.

Вчерашний школьник оказался на распутье: остаться в деревне и взять на себя роль главы семьи, либо всё же уехать и получить путёвку в новую жизнь? Сделать выбор помогла мама. И Виктор отправился в Кемерово, где поступил и окончил с отличием училище по ремонту телерадиоаппаратуры. В числе преподавателей заведения был Виктор Владимирович Жигулин, в то время руководивший городским телеателье.

Получив диплом, Виктор Скороходов отправился в Кемеровский телецентр, где его приняли в ряды специалистов по монтажу и обслуживанию станции космической связи «Орбита», что на Притомской набережной областной столицы.

О том, как именно это происходило, бывший руководитель «Орбиты» Виктор Петрович Скороходов вспоминал потом так:

– Молодым специалистом, мечтающим трудиться в святая святых предприятия, станция распахнула двери именно в период приобщения СССР к космосу. Мне, как директору, нужны были специалисты на монтаже и обслуживании «Орбиты», – комментировал Виктор Петрович. – Тогда вообще мало кто понимал, что за диковина такая – наземная станция космической связи. А оказалось, что это – суперсовременный радиотехнический комплекс, передовой и престижный для всей нашей области. Не случайно первый секретарь обкома КПСС тех лет Афанасий Фёдорович Ештокин на уровне правительства страны отстаивал право на первенство в строительстве станции на территории Кемерова. И выиграл этот напряженный бой! Мы стали первыми в Сибири связистами, которые смогли построить, ввести в строй свою «Орбиту» и выйти на устойчивую связь со спутником».

Станция «Орбита» вошла в состав Кемеровского областного радиотелевизионного передающего центра – ОРТПЦ:

– «Орбиту» необходимо было расположить в пределах прямой видимости с телецентром, но так, чтобы действующие радиорелейные линии, работающие в том же диапазоне частот, не оказывали помех на ретрансляцию «космического сигнала». Оптимальный участок для здания земной станции спутниковой связи был найден на берегу реки Томи, и процесс пошёл, как писали тогда в газетах, «ударными темпами и с опережением графика».

Здесь, в команде ребят, горячо желающих всё узнать, стать профессионалами своего дела, Виктор Скороходов рос, погружался в технические тонкости, разбирался с рукоятками и маховичками. В коллективе царило полное единомыслие и чувство товарищеского плеча.

После каждой зарплаты, например, здесь было принято вносить по рублю в кассу взаимопомощи. В случае необходимости любой мог взять из тумбочки, скажем, тридцать рублей, просто сообщив об этом остальным ребятам, а потом, по возможности, эту сумму в кассе возместить.

Однажды усердие молодого специалиста Скороходова, который самостоятельно изучал и привод, и преобразователь напряжения и частоты, заметили. Виктор Владимирович Жигулин, к тому моменту уже возглавивший Кемеровский телецентр, предложил:

«А что, если тебе продолжить образование? Вижу: потребность в знаниях есть!»

И выдал направление. Так Виктор Скороходов оказался студентом-«целевиком» на факультете радиовещания и телевидения Новосибирского института электросвязи.

Уже на втором курсе он стал секретарём комсомольской организации. И однажды обратил внимание на удивительную девушку, активистку по имени Александра, которая была членом райкома комсомола. Они познакомились ближе, поженились, а после окончания института прибыли в Кемерово вместе, одной молодой семьей.

Виктор Петрович получил должность сменного инженера «Орбиты», а спустя полгода перешел в городскую радиотрансляционную сеть, где на протяжении пяти лет трудился на посту главного инженера, а ещё последующие 12 лет был начальником радиотрансляционной сети.

Когда городской радиотрансляционный узел присоединили к ОРТПЦ, Виктор Петрович явился к начальнику управления связи с серьёзным заявлением: с женой – Александрой Ефимовной – в одном коллективе работать не буду, сплетен не хочу!

Позицию сотрудника понять было несложно: все премии и награды шли через экономиста Александру Ефимовну Скороходову. Однако начальник управления горячему тону не поверил, решив, что Скороходов блефует. Но ошибся: Виктор Петрович написал заявление и трудоустроился на место заместителя управляющего трестом «Востоксвязьпроммонтаж».

Вскоре трест ликвидировали, а Скороходова силой обстоятельств и партийной дисциплины судьба забросила в здание на кемеровской площади Советов – он стал инструктором обкома партии. Но получилось так, что, после развала СССР, именно в здании Кемеровского обкома КПСС группа энтузиастов начала создавать первое в Кузбассе областное независимое телевидение.

Телекомпанию назвали Агентство информации Кузбасса – АИК. Телепередачи АИКа с удовольствием смотрели и в Кемерове, и в Новокузнецке и окрестностях. А помогал в их подготовке к эфиру инженер-специалист Виктор Петрович Скороходов.

На этом его связь с телевидением не закончилась, а только усилилась. Года через полтора – новый в его судьбе произошёл новый «телевизионный» поворот: Виктор Петрович возглавил региональное отделение частной телекомпании «NTSC», которая была создана четвёркой новосибирских специалистов, в свое время монтировавших оборудование для трансляции московской Олимпиады-80. Возглавлял их новосибирский предприниматель Яков Рувимович Лондон.

 

NTSC вещала на всю Западную Сибирь. Её филиалы, кроме Новосибирска, действовали в Омске, Барнауле, Томске, конечно, в Кемерове, где она начала телевещание в конце 1994 года.

В разных городах телекомпания имела разных сетевых партнёров. Так, например, в Кемерове она работала с ТВ-6, позже – с НТВ, ТНТ. Ну и, конечно, журналисты кемеровского NTSC делали собственные передачи. Да ещё какие! Без преувеличения, новости NTSC, затаив дыхание, вечером смотрел весь город. Они были острыми, правдивыми, порой, бескомпромиссными. За что директора кемеровского филиала В.П. Скороходова, бывало, и на «ковёр» вызывали в высокие кабинеты. Но он умел защитить своих подчинённых, отстоять свою точку зрения на ту или иную проблему.

Примечательно, что располагалась кемеровская редакция NTSC и вещала в эфир из здания всё той же, любимой Скороходовым, станции «Орбита» на Притомской набережной.

В Кемеровском филиале NTSC в разное время работали очень известные кузбасские журналисты. Виктор Петрович всегда добрым словом вспоминал руководителей редакции – главных редакторов Павла Коваленко, Юрия Кухмаря, корреспондентов и ведущих Елену Ровду, Максима Ушева, Надежду Силину, Светлану Писничевскую, Степана Дубкова и других, режиссёров Татьяну Зарубину, Татьяну Корчагину, Александра Бровина. Многие из них потом работали и сейчас работают в Москве, в разных сми Кузбасса.

К сожалению, когда Яяков Лондон продал свою компанию, новые собственники – московская телекомпания «ТНТ» – решили закрыть местные программы во всех филиалах NTSC. Причину москвичи объяснили тем, что местное вещание не подпадает под формат их развлекательного телевидения.

Скороходов вместе с коллективом пытался сохранить свой оригинальный телеэфир. Однако сделать это не удалось. В феврале 2007 года Виктор Петрович с горечью делился в интервью одной из кузбасских газет:

– Пару недель назад к нам приезжали представители «ТНТ», ознакомились с состоянием дел и приняли решение закрыть всё наше производство (к нынешнему моменту остались только «Новости NTSC») через два месяца. Я думал, эти два месяца новости будут выходить, как и прежде. Но мне позвонили и сказали снимать «Новости NTSC» с эфира. А ребята уже подготовили сюжеты... Журналисты, операторы, монтажёры телекомпании попали под сокращение и вынуждены подыскивать новую работу…

На новую работу ушёл и сам Виктор Петрович. Вернее, вернулся на старую – в Кемеровский областной телерадиопередающий центр.

Вот так, в 60 лет, получив областную награду – медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени за многолетнюю плодотворную работу, высокий профессионализм, значительный вклад в социально-экономическое развитие области – Скороходов в 2008-м снова оказался в ОРТПЦ – на должности начальника аппаратной службы.

Но когда в 2011 году директора ОРТПЦ Ивана Николаевича Макущенко направили поправлять дела коллег в Иркутске, и на супругу Виктора Петровича, Александру Ефимовну, легли обязанности по руководству ОРТПЦ, снова возникла щекотливая двусмысленность.

Чтобы не порождать ненужных домыслов, начальник аппаратной службы В.П. Скороходов решил уволиться, уйти на заслуженный отдых и помогать своим детям, разгружая их в воспитании внуков.

«Мне всю жизнь везло на очень хороших людей, – с улыбкой благодарности делился Виктор Петрович. – В училище – преподаватели чудесные, такие, как Жигулин Виктор Владимирович. В ОРТПЦ – руководители и наставники Шая Гершкович Гандельман, Владимир Архипович Шахматов, Иван Николаевич Макущенко. С большим уважением, с трепетом в душе отношусь к предприятию, к коллегам. ОРТПЦ бережно хранит человечное лицо современного бизнеса! И это – уже большая заслуга».

К глубокому сожалению, в 2021 году Виктора Петровича не стало. Он ушёл из жизни после тяжёлой непродолжительной болезни. Был ещё в расцвете физических и творческих сил…

Источник: подготовлено по материалам книги «На волнах кузбасского эфира», Кемерово, 2018г. и публикациям Internet

Фото из архива семьи Скороходовых  

Архив новостей