Владимир Бедин: «Свадьба в Малиновке» или на юбилее «драмы»

16 ноября 2023 

Кемеровский областной ордена Знак Почёта драматический театр имени Анатолия Луначарского, на мой взгляд, главнейший театр Кузбасса. С ним всегда было связано очень много интересных событий в культурной жизни Кемеровской области.

* * *

В 1981 году я начал работать инструктором в отделе культуры Кемеровского обкома КПСС. В тот год после блистательных летних гастролей вернулась домой труппа Кемеровского драмтеатра.

Наши артисты выступали на Украине, а главный творческий отчёт они держали в Москве, где на сцене легендарного Малого театра показали шесть спектаклей: «Тихий Дон», «Дарю небо и землю», «Город на заре», «Дикий ангел», «Бан Банк», «Анна Каренина».

Художником по костюмам для последнего спектакля был известный в СССР модельер Вячеслав Зайцев.

Наши артисты на столичной сцене имели оглушительный успех. Министр культуры СССР, секретарь Политбюро ЦК КПСС Пётр Демичев стоя рукоплескал их игре…

* * *

Ещё студентом и позднее, когда уже работал в Кузбасском политехническом институте, я часто ходил в Кемеровский драмтеатр. Более того, в парткоме института я занимался вопросами идеологии и часто принимал участие в зрительских конференциях, проходивших в нашей «драме».

Тогда директором театра работал Владимир Давыдович Литвинов. Он приехал в Кузбасс из Тюмени со своей женой – на тот момент заслуженной артисткой РСФСР Валентиной Алексеевной Литвиновой.

Директор Литвинов и главный режиссёр драмтеатра Борис Соловьёв создали в «драме» прекрасный актёрский коллектив.

Во времена СССР перед каждой премьерой был генеральный прогон спектакля, на который приглашались зрители для его просмотра и обсуждения.

Думаю, моё постоянное участие в этих конференциях сыграло важную роль в том, что я перешёл работать в отдел культуры обкома. Так я стал курировать творческие союзы, профессиональное искусство, встречался с актёрами, участвовал в работе худсовета Кемеровского драмтеатра.

Когда Советский Союз развалился, многие горячие театральные головы посчитали, что худсоветы не нужны. Все творческие решения были отданы на откуп главному режиссёру театра или его директору.

Помню, уже в 1990-е ко мне пришли ведущие актеры Кемеровского театра драмы с просьбой вновь создать художественный совет для обсуждения творческой составляющей спектаклей.

На что я ответил: господа артисты, вы же сами хотели, чтобы на творческие коллективы театров не было никакого идеологического давления.

* * *

Кемеровский Дворец Труда (ул. Карболитовская, 11) известен коренным кемеровчанам как «старая филармония». Этот дворец – колыбель кузбасской культуры. В разные годы здесь располагались областной краеведческий музей, областная библиотека, городской радиоузел, детская музыкальная школа, Дом народного творчества, областная филармония, областной кинопрокат.

Ныне это здание занимает Кемеровский областной колледж культуры и искусств имени И. Д. Кобзона, а до 1961 года здесь находился областной драмтеатр.

В 1961-м драмтеатр переехал в новое прекрасное здание на Театральной площади (ул. Весенняя, 11). Тогда в центре Кемерова сложился уникальный культурный ансамбль, в который вошли театр драмы, театр оперетты, театр кукол, музей изобразительных искусств, краеведческий музей, памятник советско-венгерской дружбы скульптора Алексея Хмелевского.

После развала СССР мы успели перенести детскую музыкальную школу № 1 в здание горкома партии, а здание центрального райкома партии отдали детской художественной школе.

А вот Дом политпросвещения на улице Красной мы чуть-чуть не успели передать на баланс областному краеведческому музею. Увы, указ президента России Бориса Ельцина опередил желания рабочих комитетов, и в Дом политпросвещения въехал арбитражный суд.

* * *

Когда в 1982 году с ответными гастролями в Кузбасс приехал Малый театр, в Кемерове ещё не было красивого здания Дома актёра.

Дом актёра в современном виде появился в областном центре после разговора художественного руководителя Малого театра Михаила Царёва с первым секретарём Кемеровского обкома Леонидом Горшковым.

* * *

…В 1984 году мы в Кузбассе очень серьёзно готовились к 50-летию Кемеровского драмтеатра. Отметить праздник решено было в декабре. Директор Литвинов и главреж Соловьёв в театре уже не работали, потому что после успешных гастролей кузбассовцев в Москве в 1981 году они крепко рассорились. Вероятно, славу не могли поделить. Поэтому сценарий и режиссура юбилейного вечера были поручены известному кузбасскому режиссеру и журналисту Илье Ляхову.

Он и настоял на том, чтобы украшением всего торжества стал приезд в Кемерово народного артиста СССР, величайшего актёра Владимира Яковлевича Самойлова.

Почему именно Самойлова Ляхов хотел видеть на празднике, объяснять не нужно. Самойлов вместе со своей супругой Надеждой Фёдоровной служили в Кемеровском областном театре драмы почти восемь лет (1951-1958), пока не перебрались в Горьковский театр драмы, а затем в столичный Театр имени Маяковского.

Именно в Кемеровском драмтеатре Владимир Самойлов был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

В 1984 году я, ещё совсем молодой начальник управления культуры, набрался смелости и поехал в Москву, чтобы договориться о приезде в Кемерово на юбилей нашего театра Владимира Самойлова.

Актёр был рад такой возможности, но просил уладить этот вопрос с руководством Театра имени Маяковского. Михаил Зайцев – директор этого столичного театра и художественный руководитель Андрей Гончаров были категорически против поездки ведущего артиста по местам «боевой славы».

– Вы понимаете, что у нас в театре идёт постоянный репетиционный процесс, и если артист выпадает из графика репетиций, то это сказывается не только на актёре, но и на творческом потенциале всего нашего театра, – противился Зайцев.

– Мы же всего на один день пригласим актёра Самойлова, так что ни один график не пострадает, – сильно уговаривал я.

Однако директор «Маяковки» знал больше моего и дал добро на отъезд Самойлова в Кемерово только в том случае, если я пообещаю, что на юбилейном вечере выдающийся актёр не выпьет и рюмки. Я дал им слово контролировать каждый шаг Самойлова, чтобы он не сорвался в штопор на Кузнецкой земле, и купил актеру билеты по маршруту Москва – Кемерово – Москва.

* * *

Встретил я Владимира Яковлевича в кемеровском аэропорту, привёз в гостиницу «Кузбасс». Только он поставил свой чемодан в гостиничном номере – и понеслось.

– А поехали-ка в район Стандарта, что у нового Кемеровского вокзала! – настоятельно попросил Самойлов.

В этом районе они с женой в 50-е годы получили свою первую квартиру в Кемерове. Двухэтажный старый барак, в котором когда-то жили артисты Самойловы, ещё не был снесён, и актёр постучался в двери бывшей своей квартиры.

Ему отворил в стельку пьяный жилец…

На улице мела пурга, сугробы по грудь, никакой, казалось бы, романтики, а Самойлов радовался как ребёнок тому, что оказался в том месте, где был молод когда-то и счастлив. Актёр вспоминал, что когда его любимую супругу пригласили из Одессы в Кемеровский драмтеатр в 1951 году, он отправился с ней в «нагрузку», но это был осознанный выбор, потому что, по словам врачей, черноморский климат для него, бывшего фронтовика и инвалида Великой Отечественной войны, был губителен.

Впервые же приехав в Кемерово, актёр схватил воспаление лёгких и четыре месяца лечился. Самойлов был преисполнен благодарности к кемеровским врачам, которые поставили его на ноги.

* * *

В декабре 1984-го в Кемерове было не жарко, а 60-летний Владимир Самойлов, поклонившись родному бараку на вокзале, захотел взглянуть на Дворец Труда, где, по его словам, он сыграл свои лучшие роли в карьере. В бывшем своём театре он словно искал тени прошлого и моментально вспомнил, где в театре находился буфет – «место посиделок за рюмкой чая после спектаклей».

Заехали мы и на площадь Пушкина, где «в доме с булочной на углу» они вместе с женой получили вторую квартиру. В Доме актёра Самойлов встретился со своим старым другом – артистом театра оперетты Александром Бобровым. Друзья обнялись, прослезились. Эту встречу мы с Бобровым отметили коньячком, а Самойлов – минеральной водой.

* * *

Перед торжественным собранием, посвящённым юбилею, артист переоделся в гостиничном номере «Кузбасса», и мы по улице Весенней отправились в современное здание драмтеатра.

Сначала праздничный банкет хотели провести в ресторане «Кузбасс», но глава обкома Леонид Горшков решил весь юбилей «драмы» отмечать в самом театре.

Самойлова я не отпускал от себя ни на шаг. Актёр сыграл на сцене отрывок из пьесы по роману Александра Волошина «Земля Кузнецкая», и ему вручили шахтёрскую каску. Всё шло отлично…

На банкете я сижу рядом с артистом, только воду ему в рюмку наливаю. Ни вина, ничего другого… Рядом – ведущие актёры театра Аркадий Дахненко, Валентина Литвинова... И тут руководители обкома и театра драмы удаляются в гостевую комнату и приглашают меня. Мне, конечно, надо было с Самойловым пойти, а я, дурак, не сообразил.

Когда минут через десять я вернулся к народному артисту СССР, то было поздно. В кругу актёров Самойлов уже пригубил водочку… Паровоз пошёл под откос…

И началась такая, значит, «Свадьба в Малиновке» (в этом культовом фильме Самойлов сыграл Назара Думу), что никакой Попандопуло с ним не сравнился бы размахом души.

В ту ночь Владимир Самойлов и мы с Аркадием Дахненко глаз не сомкнули – после официального банкета праздник продолжился в номере-люкс гостиницы «Кузбасс».

Рано утром я едва увёз артиста в аэропорт. Провёл еле живого через депутатскую комнату, усадил в самолете и попросил стюардессу до Москвы его не тревожить…

Как же мне потом выговаривал директор «Маяковки» Михаил Зайцев, что за Самойловым я не уследил. После визита в Кемерово великий артист ещё три дня где-то пропадал в столице.

* * *

Талант актёра Самойлова границ не ведал, диапазон ролей – широчайший. И «зажигать» он мог – не каждому под силу.

Ушёл из жизни Владимир Яковлевич Самойлов в 1999 году, вскоре умерла и его любимая супруга. Они похоронены вместе на Ваганьковском кладбище.

Уже после смерти Владимира Самойлова, в Кемерово с антрепризой приезжали актёры Театра имени Маяковского супруги Эммануил Виторган и Алла Балтер. Виторган рассказал мне весёлый случай про Владимира Самойлова.

– В день присвоения Самойлову звания народного артиста СССР театр был на гастролях в Ленинграде. Армен Джигарханян уговорил помрежа театра Маяковского во время спектакля подать на сцену в чайнике коньяк вместо чая. Доигрались великие актёры до того, что Джигарханян в самом конце спектакля поднял стакан с коньяком в честь народного артиста СССР Владимира Самойлова, – вспоминал Виторган. – Срочно опустили занавес, и только через три

дня отыскали двух любителей коньяка – Самойлова и Джигарханяна – в какой-то забегаловке.

* * *

Вспоминая семейный дуэт актёров Самойловых, которые долгие годы работали в кемеровской «драме», я пришёл к мысли о том, что опора режиссёров разных поколений этого театра на семейные творческие союзы – сложившаяся традиция. Я составил список великих семейных пар нашего драмтеатра:

Валентина Литвинова – Владимир Литвинов. Надежда Самойлова – Владимир Самойлов. Вика Захарова – Аркадий Дахненко. Их сын Максим играет в МХАТ имени Горького. Светлана Потанина – Борис Соловьёв. Лидия Цуканова – Евгений Шокин. Их дочь Василиса – театральный художник кемеровской «драмы». Людмила Копылова – Олег Кухарев. Светлана Мирошниченко – Виктор Мирошниченко. Их дочь Кристина тоже известная актриса.

* * *

И сегодня талантливые молодые семейные пары актёров верой и правдой служат Кемеровскому театру драмы. Да, не каждому актёру удаётся стать звездой столичной сцены, но это зависит не только от таланта, но и от стечения обстоятельств.

Я это утверждаю, как свидетель триумфа спектакля Кемеровского драмтеатра «Тихий Дон», заслужившего самых высоких похвал не только от столичной публики, но и от самых взыскательных критиков. В этом спектакле блистали заслуженные артисты РСФСР Людмила Копылова (Аксинья) и Аркадий Дахненко (Григорий Мелехов).

Уровень таланта наших кемеровских актеров позволял им стать столичными звёздами.

Источник: книга «В Кузбасс – «на бис»! Записки сибирского начальника культуры», Кемерово, 2020; https://слово-сочетание.рф/uploads/books/vladimir-bedin-v-kuzbass-na-bis.pdf

Архив новостей