Я вглубь веков с волнением гляжу… (Из истории старинного кузбасского села Ишим)

15 сентября 2022 

«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего». 

Т. Котарбиньский, философ

Старинное сибирское село Ишим в 2021 году отметило 295-летие. (Основано в 1726 году переселенцами – крестьянами из Ишимской волости Тобольской губернии. Распложено в Яйском районе Кемеровской области).

Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. Каждое село вправе гордиться своей историей. У каждого она – своя, неповторимая, особая, самобытная. Её год за годом формировали, созидали десятки поколений жителей. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина.

Родина, отчий край – самое дорогое для всех нас. Это место, где человек родился, где живёт и трудится, место, которое он не забудет, где бы ни жил и что бы с ним ни случилось. Такое место для меня – село Ишим.

А отличается село тем, что имеет богатую и долгую историю. Я бы хотела остановиться на некоторых страницах истории старинного и красивого села.

Ишим отметил юбилей – 295 лет. Много легенд и нерассказанных историй хранит это село на берегу реки Яя. Первой ямской станцией на территории Кузбасса стал Ишим, Ишимской волости, Томской губернии. 

Название село получило от переселенцев из села Ишим Тобольской губернии, которых сюда в 1726 году переселила царская власть. Своё новое селение они назвали в память о родных местах. Гордостью села является полуразрушенная церковь Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. По рассказам старожилов, на общей сходке богатая верхушка села приняла решение возвести церковь. В 1803 году закладывается и начинает строиться кирпичная церковь.

Для строительства использовали местное сырье, из глины и песка изготавливали кирпичи, известь привозили из карьера за 60 километров от села. В раствор для кладки кирпичей добавляли белок куриных яиц, которые собирали жители всей окрестности. За неимением достаточных средств, сооружение храма растянулось на несколько десятилетий. Придел с левой стороны во имя святого Николая Чудотворца построили и освятили еще в 1815 году, а центральный придел во имя Спаса Нерукотворного Образа сооружен был лишь в 1841 году.

В 1852 году стараниями крестьянина села ишимского каменщика Симеона Игнатьева Алькова, возведен третий – правый придел в честь святого Иннокентия Иркутского.

Пока на протяжении нескольких лет сооружались церковные приделы, основное здание с колокольней ветшало. В августе 1881 года указом Томской Консистории церковь запечатали из-за разрушений в главном приделе по причине просадки под тяжестью центрального купола, колокольни и крестов. Однако по просьбе прихожан в двух боковых приделах: Иннокентьевском и Николаевском – разрешили проводить службы.

Состав прихода на 1914 год таков: с. Ишимское, д. Тихеевка, д. Медведчикова, Покровская. Состав причта: священник и псаломщик. Прихожан 3250 человек, в том числе инославных и иноверцев 50 человек. Земли при ней числилось 99 десятин. Благочиние 3-е Томского округа. В приходе имелись две церковно-приходские школы – в д. Тихеевке и Покровской; два училища гражданского ведомства – в с. Ишимском и д. Медведчикова, церковная библиотека.

По большим праздникам приходили в церковь жители ближайших сел, проделывая зачастую большие расстояния, по времени занимавшие 1-2 дня пути…

За многолетнюю историю на службах в храме были многие выдающиеся исторические личности: молодой Цесаревич Николай II Александрович (впоследствии император Всероссийский), во время своего возвращения из Японии в июле 1891 года. Все, следующие вместе с царской особой, остались весьма довольны порядками и обустройством волостного села.

Писатель Александр Радищев ставил свечку в храме за упокой своей жены Анны. …В 1890 году по дороге на Сахалин в одном из питейных заведений останавливался писатель А.П. Чехов. Вот что он писал: «...В Ишиме один богатый пан Залесский угостил меня за рубль отличным обедом и дал мне выспаться, он держит кабак, окулачился до мозга костей, дерёт со всех, но все-таки пан чувствуется в манерах, и в столе, и во всем.  Он не едет на Родину из жадности, терпит снег и Николин день, и когда он умрет, дочка его, родившаяся в Ишиме, останется здесь навсегда и пойдут таким образом множится по Сибири черные глаза и нежные черты!.. Вот перегнали переселенцев, потом этап. Встретили бродяг с котелками на спинах…»

Стал его визит заметной вехой,
С гордостью всегда мы говорим:
– По пути на Сахалин заехал,
Знаменитый Чехов к нам в Ишим!

После введения в России в 1817 году этапной системы препровождения арестантов на сибирскую каторгу и указа 1822 года – об организации на тракте этапов – в Ишиме был сооружен этап, на окраине села. Службу несла этапная (конвойная) команда №16. В этапную команду входили: один офицер (начальник конвоя), 2-3 унтер-офицера и примерно 40 солдат.

Партия каторжан прибывала вечером каждую пятницу и находилась на территории этапа в течение субботы, а утром в воскресенье выходила в путь. Этапы представляли собой загороженные территории, внутри которых распологались жилые и хозяйственные помещения, лечебница, обязательно кузница. Согласно правилам, все этапы окрашивались в грязно-желтый цвет.

Трудные были времена, суровые нравы, наверное, насилие было неизбежно. Все было, случались и побеги заключенных, был и открытый произвол со стороны конвоя. Каторжан вели в Сибирь, по 100, а то и 200 человек. Всех заковывали в кандалы и связывали друг с другом. При побеге заключенного конвоиры частенько, чтобы скрыть это от начальства, хватали любого встречного в дороге и привязывали к остальным. О таких проделках тюремной стражи все местные жители знали, а потому крестьяне боялись ездить по Сибирскому тракту. Да и вообще, езда по тракту крестьянам была запрещена. Таким образом, и появились дороги в стороне…

В селе живет легенда, что возвышающие над селом ели (на том месте, где распологался этап), посаженные декабристами. В честь их ныне названа и главная улица села – улица Декабристов (ранее называлась Трактовой). 

Из воспоминаний жительницы села Антонины Ивановны Андреевой: «…Сама видела, как шли по тракту в ссылку, в глубокую Сибирь осужденные… Худые, изможденные, с цепями на ногах и руках. Они останавливались отдохнуть в тени под надзором своих охранников. Всем было любопытно посмотреть на заключенных, поэтому вокруг них всегда собиралась толпа ишимцев. Однажды мать помогла одной каторжанке. Та шла с исхудавшим от голода ребенком и с истощенной собакой, которую продавала. Моя мать купила животное за кринку молока, хлеб, сало и картошку. И что действительно хорошо запомнилось, кличка собаки Отгадай. Встреча с ссыльными казалась чем-то обычным, совершенно привычным для жителей села…» 

На этой улице располагалось большее количество постоялых дворов, магазинов.  Самое удобное и безопасное место для остановки всякого проезжающего по тракту – государственного служащего или путешественника. Можно было отдохнуть и пополнить свой дорожный провиант. Небольшая, но полноводная река, широкий выбор местных продуктов питания, здесь же – магазин и купеческие лавки, есть мастерские для обслуживания конных повозок и экипажей, – всё это вместе создавало достаточный уют для путника.

Немного коснусь истории одной ишимской купеческой семьи…

В фонде городского краеведческого музея Анжеро-Судженска я нашла   пожелтевшие от времени фотографии, рассказывающие историю пяти поколений большой и дружной семьи Мамаевых-Шубиных-Печковских, их личные вещи. Они – свидетели революционных событий на Судженских копях, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Члены семьи были лично знакомы с М. Горьким, Н.К. Крупской и другими известными людьми XX века.  

Большая дружная семья жила в достатке, содержали свой магазин. Все дети получили образование.

На фотографии 1912 года слева направо – Мамаева Екатерина Васильевна в начале 20 века работала учителем в д. Половинка, затем на Судженских копях. В 1920-х годах уехала в Москву, работала в одной из московских школ, позднее работала в Кремле. Была лично знакома с Надеждой Константиновной Крупской. Глафира Петровна Мамаева – мать (в центре), вот что она вспоминала:

«…Волостное село Ишим. Через всю главную улицу проходил Московско-Иркутский тракт. По этому тракту проезжали купцы с товарами. По этому тракту гнали закованных в цепи политических ссыльных. Жандармы отгоняли детей и женщин, но они шли за несчастными многие версты, чтобы передать им еду...»   

Далее на фото Алексей Поздницкий, воспитанница Клавдия Васильевна Старикова-Печковская, мальчик Виктор Шубин (сын Ираиды Васильевны). Впоследствии он и сохранил семейный фотоархив и передал все младшей сестре Людмиле.

Сам Виктор Петрович Шубин учился в Томской Первой гимназии, позднее, после Октябрьской революции, окончил Томский политехникум имени Тимирязева, а в 1930-е годы – Харьковский политехнический институт. Последние годы работал в Министерстве угольной промышленности. Умер в Москве в 1955 году. В 1947 году ему присвоено персональное звание Горного директора 3-го ранга, в то время он возглавлял отдел Управления организации труда Министерства угольной промышленности западных районов СССР.    

Вторая дочь Мамаева Ираида Васильевна. Трудовую деятельность начала учителем в с. Тихеевке. В то же время познакомилась с Шубиным Петром Павловичем – писарем села Ишим. Людмила Петровна пишет об этом так:

«Когда мой отец сделал моей маме Мамаевой Ираиде Васильевне предложение, отец её Мамаев Василий Иванович согласия на брак не дал. «Не отдам за двадцатника, – говорил он – выходи за крестьянина, у которого есть хозяйство, по крайней мере купаться в масле будешь»… Но мама и мой отец тайно обвенчались, а после этого упали на колени перед отцом, чтобы он их благословил, простил. Отец простил. Сыграли свадьбу.

Родилась я в Барнауле в 1910 году. Там умер мой отец. Мама осталась со мной двухмесячной и четырёхлетним моим братом Виктором. Похоронив мужа, мама выехала в родное село Ишим. Из Ишима выезжала на Судженские копи. Там встретилась со вдовцом Печковским Василием Павловичем, старшим бухгалтером «Общества потребителей». Долгое время читала стихи, играла спектакли… Сохранились её визитные карточки.  Осталась память…»

Память о замечательных людях, замечательной семье. Остались удивительные воспоминания, фотографии.

Нельзя ни вспомнить об известном учёном-атомщике Андрее Григорьевиче Самойлове, докторе технических наук, члене- корреспонденте АН СССР, заслуженном изобретателе РСФСР. Он родился в Ишиме 17 октября 1907 года. Жил и трудился в Томске. Дом Самойловых стоял напротив Спаской церкви.

Первая мировая война и революция потрясли всю Россию. Церковь в конце 1920-х годов постигла та же участь, что и все другие храмы. С её разграблением исчезли и планы застройки села, и земельных угодий середины XIX века, книги, великолепные иконы и церковная утварь. Из воспоминаний Зинаиды Ивановны Коньковой:

«…Мне было лет 9, когда, идя со школы, видела, как все жители бежали по направлению к церкви, бабушки вставали на колени молились, плакали. Оказывается, это громили наш храм. Снимали колокола, я забежала с ребятами в церковь, мужчина снимал иконы, сразу рубил топором и кидал в костер, святые образа в стеклянных футлярах отвозили к реке и бросали в воду… Было очень жутко… Я схватила первую попавшую икону, спрятав под фуфайку и быстрее побежала домой к маме. Оказалось, это икона Покров Пресвятой Богородицы, соответствует дате моего рождения 14 октября. Так она прошла через всю мою жизнь…»

Пётр Кузьмич Лубков в наших краях был популярен, как Чапаев. Даже больше. Партизан Лубков в 1918-1920-х годах не служил ни белым, ни красным – искал с земляками «свою» крестьянскую правду.  Был из младших офицеров царской армии. Был очень воспитан и честолюбив. В те времена в Томской губернии орудовала банда карателей командира Сурова, много погубила она безвинных людей. Отряд Лубкова встретил их в с. Турунтаево, уничтожил всех, но Сурову удалось бежать.

В селе до сих пор живёт легенда, что при разорении церкви звонарь   Николай Цецурин припрятал много церковной золотой утвари и через подземный ход бежал, а клад закопал недалеко от реки под елью. Как служителя православной веры, его сослали на Колыму на 10 лет. Освободившись, он вернулся в село, искал свою поклажу, копал много и долго, но ничего не нашёл. Где была одна ель, вырос целый ельник, каждую весну река сильно разливалась. Местные жители видели бывшего звонаря на руинах церкви, тщательно обстукивавшего стены, там он тоже искал часть клада.  

Хотите верьте, хотите нет, но живы ещё очевидцы, видевшие свечение в церкви, как будто огонек свечи появляется в разных местах, говорящий о спрятанном кладе...

Гражданская война, коллективизация наложили свой отпечаток как на уклад жизни, так и планировочную структуру села. Некогда величественно возвышавшаяся над селом церковь с декоративно-пластическими приёмами «сибирского барокко» остается в руинах, хотя и взята под государственную охрану как памятник архитектуры.  Церковь была закрыта 23 февраля 1930 года. С нее были сняты колокола, а само здание приспособлено под зерносклад.

И только благодаря такому уникальному составу раствора, церковь стоит до сих пор. Несмотря на непростую судьбу и сегодняшнее разрушенное состояние, храм производит вполне убедительное впечатление. Здесь есть нечто особое, но аура ли это или стойкость христианской веры – каждый решает для себя сам.

По словам очевидцев, в церкви висела огромная трехъярусная люстра, которая зажигалась всего одной лишь лучиной. Имелась гробница (раньше усопший находился ночь в церкви), была крестильня и комната с черной, бархатной усыпальницей, алтарь со множеством прекрасных икон. Стены и потолок были отделаны позолотой. Можно представить эту неземную красоту!

В 1804 году началось строительство дороги. Строилась она в тяжёлых климатических условиях, силами крестьян, которые переселялись на новые неосвоенные земли. Прокладывали дорогу долгие 16 лет. Наконец, появился великий кандальный путь, проходящий через село.  Московско-Иркутский тракт врезался в плоть Сибири, омытый слезами, вымощенный страданиями, но, в то же время, тракт немало содействовал освоению, изучению и развитию нашего огромного края.

По самой большой дороге империи пошли торговые обозы, гружённые различными товарами: пушниной, строительным лесом, полетели с почтой курьерские кибитки, загремели кандалами каторжники.

Со Спаской церковью связано немало славных имен тех, кого кандальный путь вёл в Сибирь.

В Ишиме остались деревянные дома, украшенные богатой глухой и пропильной резьбой, которые являются историческими объектами. Когда смотришь на эти дома, чувствуешь, что они и сейчас живут своей необычной жизнью. Эти дома в начале века принадлежали купеческим семьям.

В доме купца Спиридонова находился продуктовый магазин «Ахорд». Как вспоминала старожилка села 92-летняя Анна Михайловна Жирякова: «…Хозяева магазина были молодыми, красивыми. Мы прибегали детьми за сладостями, так было там уютно, много яркого товара… Затем, когда началось раскулачивание, богатые люди сменили фамилию, сделав документы, бежали, оставив всё…»

Наиболее большой состав населения Ишима приходился на 1911 год: число дворов – 242, жителей – 1629. В селе находилось волостное правление, становой пристав, церковь Христа Спасителя, одноклассное училище, сельская лечебница в казённом здании, мукомольная мельница, почтовая станция, кожевенный завод, 11 лавок, казённая винная лавка.

В советский период происходит постепенное угасание села. В 1968 году здесь насчитывается уже 471 житель, в 1989-м – 500, в 2002-м -486. На сегодняшний день – всего 350 жителей.

В селе имеется неполная средняя школа, дом культуры, библиотека с мини-музеем, отделение связи, хозяйственный магазин, три продовольственных магазина. Некогда большое село живёт своей тихой жизнью среди памятников старины и великолепной природы…

Бытует поверье, если найдёшь старинную монету, – это к большой удаче. Теперь на местах можно отыскать, где был постоялый двор, купеческие лавки. В огородах старых домов у любителей-нумизматов с металлоискателями бывают очень даже ценные находки.

Интерес к краеведению очень много даёт для морального, нравственного становления личности. Когда человек понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя. 

Ольга Торгашина,

заведующая Ишимской сельской библиотекой

Использованы: архивные документы и музейные экспонаты Анжеро-Судженского краеведческого музея; архивные документы и фотографии мини-музея Ишимской сельской библиотеки-филиала №11.

Фото: 1. Бывшая улица Трактовая, ныне Декабристов; 2. Вид церкви в Ишиме начала 1920-х; 3. Вид храма в 1940-1950-х гг.; 4. Ели, предположительно посаженные ссыльными декабристами в 1826-1827 гг.; 5. Дом и купеческая лавка Мамаевых, 1905 г.; 6. Дом, в котором пил чай Цесаревич Николай II в 1891 г.; 7. Слева направо – Екатерина Васильевна Мамаева (в девичестве Сенцова), Глафира Петровна, Алексей Поздницкий, воспитанница Клавдия Васильевна Старикова-Печковская, Виктор Шубин, 1908 г.; 8. Альбом для рисования Виктора Шубина; 9. Шкатулка семьи Мамаевых, 1800 г.; 10.  Доктор наук А.Г. Самойлов; 11. Ученики местной школы – поколение 1940 г.; 12. Дети Ишима, 1962 г.

Архив новостей