Известный российский ютубер, журналист поделился секретами мастерства о том, как делать интервью, чтобы они были интересными зрителю. Впрочем, говорит он, «я буду рассказывать, как задавать вопросы не только в журналистике, но и в любой другой сфере».
1. Нужно найти человека, который умеет что-то рассказать
Большая ошибка думать, что если человек известен и часто появляется в телевизоре, то с ним точно получится интересное интервью. Это не так.
Например, есть эффект «выжженной земли» – человек, который слишком публичен и слишком часто общается, он слишком откровенен. И каким бы мастером интервью ты не был, ты не сможешь получить от него что-то новое. А без нового, какого фига ты будешь отнимать время у своего читателя или зрителя?
Поэтому процесс выбора героя не менее важен, чем исполнение интервью.
2. Нужно готовиться
Я регулярно встречаю коллег, которые уверены, что на своем опыте и мастерстве, они придут к человеку и просто расфехтуют его как Софья Великая. Это неправда!
Нужно быть максимально готовым, изучить, что говорил человек за последние годы, надо знать контекст, общаться с людьми, которые его могут знать, знать о нём что-то, что не знаете вы. Эта подготовка должна быть такой же изнурительной, как поход на турник.
К счастью, сейчас большинство сайтов используют такую штуку как «Тег», поэтому процесс поиска стал – проще некуда. Труд не уходит в песок. Чем дольше вы готовитесь, тем больше вы знаете и тем мощнее вы себя чувствуете, и в результате получаете качественный продукт.
3. Порядок вопросов
Это дико важно, потому что разговор – это психология, потому что герой – это человек. Потому что гость может через чур напрячься вначале, закрыться, и вы не получите от него ничего интересного.
Вначале идут «предварительные ласки». Сначала мы очень вежливо общаемся на отвлеченные темы или задаём очень приятные для героя вопросы, в которых он может себя проявить с лучшей стороны и чувствовать себя супер героем, который спасает человечество.
А потом уже надо переходить непосредственно в атаку и бомбить его всеми орудиями, которые вы принесли. Никогда не начинайте бомбить сразу. Никто не любит хардкор сразу, даже любители экспериментов.
Порядок вопросов очень важен для такого элемента, который Ксения Собчак называет «капканы».
Когда вы идете к резонансному человеку – а все герои обычно противоречивы – мало людей со всех сторон положительных, у вас должны быть эти самые «капканы». Например, Навальный «топил за» футбольный клуб «Спартак», а когда ему задали вопрос, который на тот момент всех будоражил: «Как вы отнеслись к решению Макгиди?», в этот момент он и облажался, не в силах дать ответ.
В этот момент стало понятно, что он популист. Такими ходами он пытался очаровать аудиторию, однако сам и попался. Это классический «капкан», в который он попал. Ксения Собчак классно делает «капканы». У неё работает редакторская группа, которая умеет пользоваться спарком. Ксения способна вывести совершенно обычного героя на жаркий конфликт.
4. Не бойся
Данный совет наверняка покажется банальным. Однако, на самом деле – это важный посыл. Я часто встречаю фразу, за которую должно быть стыдно, когда говорят «ну, кто я, а кто он?».
В моё представление жизни эта фраза никаким образом не укладывается. То, что какие-то чуваки получают в сто раз больше нас, не делает их лучше нас. Это не должно заставлять считать, что они – не ровня нам. И что мы должны с ними общаться каким-то иным образом.
В моем представлении все люди равны. У всех разные способности, таланты и заслуги, но это не дает никакого права общаться с людьми по-разному. И в том числе, это не дает право журналисту приходить на интервью и дрожать как кролик, испытывать раболепство, проявлять истинно русский патернализм и просто бояться.
5. Вас должно быть мало
Следите за тем, чтобы в интервью вас было мало. Многие люди думают, что герой интервью и интервьюер – равнозначные участники разговора. На мой взгляд, это не так. Я привык воспринимать профессию журналиста, как профессию официанта, в хорошем смысле этого слова. В европейских странах, профессия официанта очень уважаема. Хороший официант незаметен и ненавязчив, но при этом обеспечивает тебя лучшим сервисом.
Поэтому не надо вопросов на десять строк, когда вы рассказываете, что у вас в жизни произошло, как вы относитесь к вопросу. Это никому не важно! Даже если вы приобрели некий вес, как личность, и возможно вы стали более популярным, чем ваш гость – это не внутри этого жанра.
Например, есть Владимир Познер, это сложный человек с клеймом, за которое он каялся в своих книгах, и это заслуживает уважения. Он пропагандировал советский режим.
Сейчас он делает интервью, которые считаются эталонными, однако, у Познера бывают интервью, когда его слишком много. Его интервью с Земфирой – это категорический провал! К нему пришла главная певица России, которая практически не дает интервью, собирает аншлаговые концерты. Человек-жемчужина с точки зрения журналистики. И вместо того, чтобы говорить о ней, и вытягивать из неё истории, Познер огромное количество раз делал отступления, вспоминал своё прошлое, чему его учила мама, чему учил папа, как ему нравится джаз, как он интерпретирует что-то, а что вы думаете на этот счёт...
Это был провал! Потому что Познера было слишком много!
6. Не бойся проиграть интервью
Есть стереотип, что классное интервью, это когда интервьюер прижал к стене своего гостя, когда он его уничтожил, когда он показал его пустым местом.
В моём представлении, задача журналиста не выиграть интервью, а чтобы интервью было интересным. Конечно, если к вам пришёл негодяй-политик, тогда формат порки уместен. Но это – исключение.
Далеко не всегда тот, кто проигрывает – в проигрыше. Проигрывать может быть приятно, чтобы раскрыть гостя с его сильной стороны. Чтобы гость почувствовал себя сильным, победителем. Не бойтесь проигрывать, иногда это приятно.
7. Сокращай
Если интервью идет не в прямом эфире, вы должны понимать, что любой несодержательный ответ должен быть вырезан. Помните, что идёт жесточайшая борьба за внимание аудитории, и не нужно тратить время зрителя или читателя впустую.
Вырезайте все очевидные, банальные, ответы, например борщ – красный, зимой – холодно, чтобы достичь цели – надо двигаться и т. д.
8. Вытягивай всё, что запомнится
Вы должны помнить об одной простой штуке, что крутое интервью – это то, которое закончилось, но оно не отпускает вас ещё долго. Таким эффектом обладают истории.
Не важно, какое количество секса или взяток, запоминается тот контент, который представляет собой историю, воспоминания о том, что происходило.
9. Не сглаживай углы
Это, когда интервьюер старается уводить от конфликтов, чтобы всё было ровненько. Это – неправильно. Ровное и причёсанное интервью люди сразу забудут, и оно никому не принесёт особого удовольствия.
Надо сохранять интонации. Многие люди в печатном интервью делают то, за что нужно бить линейкой по рукам: переписывают слова собеседника своими словами. Это – мерзость. Так нельзя делать. Понятно, что нужно вычищать грязь, мыканье, быканье и всё такое, но если у человека инверсии, если какие-то жаргонизмы свойственные только ему – это обязательно нужно оставлять.
Должно быть так, что ты читаешь, но складывается ощущение, как будто слышишь героя интервью. Это создает эффект присутствия.
10. Заверяй и проверяй
Если речь идёт про прямой эфир, то всё понятно. Если вы сделали классное интервью, это ещё не победа. Победа, это когда вы сможете его завизировать и не потерять самые классные моменты. Часто бывает, что всё самое интересное вырезают, по просьбе героя. Поэтому лучше быстрее публиковать, пока гость не успел всё сократить.
Есть много людей, у которых все их интервью – стерильные и безжизненные. С такими людьми шансы на успех крайне малы. Лучше потратить время и энергию на какого-нибудь другого героя.
И последнее...
Если у вас есть возможность в журналистику не идти, то лучше этого не делать. Потому что журналистика в России мертва. Кроме того, в журналистике не много денег. Чтобы зарабатывать хорошие деньги в журналистике, нужно быть звездой.
И последнее. Лучше не выпустить интервью, чем выпустить его плохим.
Источник: https://clubshuttle.ru/yurij-dud-10-navykov-zhurnalista-delat-krutye-intervyu
Фото из Internet