Юрий Яковлевич Светлаков установил телевизионный рекорд Кузбасса

05 сентября 2022 

Вот что писал о себе Юрий Светлаков на своём авторском сайте http://svetlakov.kuztpp.ru/:

«Я, Светлаков Юрий Яковлевич, по образованию кинооператор. Почти полвека с 7 сентября 1961 года по 7 сентября 2006 года отпахал как пахарь одиночка на Кемеровской студии телевидении. Последние лет 20 был автором и ведущим популярной программы «Шаг за горизонт». В эфир вышло около 700 передач...»

И это был выдающийся телевизионный рекорд автора, по праву вошедший в «Книгу рекордов Кузбасса»!

Родился Юрий 16 июля 1938 года в шахтёрском городе Киселёвске Кемеровской области. С детства мечтал снимать кино. Однако после окончания прокопьевской средней школы № 7 поступил на маркшейдерское отделение Прокопьевского горного техникума. После защиты диплома три года работал геодезистом в Управлении главного архитектора города Прокопьевска.

Но уже в 23 года Светлаков приступил к реализации своей детской мечты: устроился ассистентом кинооператора на Кемеровскую студию телевидения. Это случилось в 1961-м. Снимал сюжеты, по заданию редакторов делал досъёмки к телепередачам, видеоочерки. Он не знал перерывов в любимой работе и вскоре стал одним из ведущих операторов студии.

В 1963 году поступил на заочное отделение кинооператорского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В 1969-м защитил диплом фильмом «В лесу родилась ёлочка».

«Пахарь одиночка», Юрий Светлаков всегда тяготел к самостоятельной авторской работе. Всё делал сам: снимал и монтировал, писал тексты и озвучивал свои фильмы. Он автор, оператор и режиссёр многих документальных лент.

Наиболее известные из них: «Владимир Мартемьянов» – об абсолютном чемпионе мира по высшему пилотажу; «Март. Горная Шория», «Свободная ковка» – о Герое Социалистического Труда кузнеце Ф. К. Покровском; «Половодье» – об Объединенном диспетчерском управлении энергосистемы Сибири; «Преодолеть себя» – о цирковой студии посёлка Инской; «Хор» – о детском хоре города Прокопьевска; «Озеро Инголь», «Микрофон для всех» – о самодеятельных композиторах Кузбасса; «Шахтёрский огонёк» – об ансамбле танца ДК Шахтёров города Кемерово; «Сегодня и много лет назад» – о дружбе шахтёров Кузбасса и Донбасса. И это далеко не полный список.

Помимо съёмок Ю. Я. Светлаков стал вести на КСТ цикловые передачи: «Кинолетопись Кузбасса» (1976-1982), «Рассказы о Кузбассе» (1982-1985),«Люди земли Кузнецкой» (1986-1989), «Шаг за горизонт» (1986-2006), «Семейный альбом» (1999-2006).

«Кинолетопись Кузбасса» рассказывала о неизведанных страницах киносъёмок в Сибири. По материалам этих телевыпусков были написаны книги «Киноленты памяти» и «Кинолетопись Кузбасса». Он провёл первое исследование истории кино Сибири в Кемеровской области. За эту работу Юрия Яковлевича в 1997-м приняли в члены Петровской академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург).

Губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев написал в предисловии к книге «Кинолетопись Кузбасса»:

«…Уникальная книга, посвящённая истории киносъёмок в Кузбассе. Её автор предоставляет нам возможность почувствовать «дыхание времени», увидеть зримый образ ушедшего, драгоценные документальные кадры.

Исследование киносъёмок у нас в Кузбассе долгое время оставалось белым пятном на карте нашего края. Автор впервые обратил внимание на кинолетопись Кузбасса как на исторический документ. В книге собран богатый фактографический материал, воспоминания наших знаменитых земляков и самих кинооператоров, которые с кинокамерой в руках фиксировали события нашей истории».

К сожалению, из тридцати передач «Кинолетописи» сохранилась лишь одна – о начальнике строительства Кемеровской ГРЭС Б. О. Норкине!

Подчеркнём, что всего Юрий Яковлевич написал более 20 книг. В том числе книги «Съёмщик», «Шаг за горизонт», «Шаг за горизонт-2», «Запрещённый «Шаг за горизонт», «Семейный альбом», «Путь непослушания, или Неправильные люди», «Кемеровское телевидение. История в чёрно-белых фотографиях», «Автор-оператор», «Дом поэта», «Свет мерцающих звёзд».

Автору выпало счастье встречаться и беседовать с известными людьми Кузбасса: актёром, народным артистом РСФСР А. К. Бобровым; шахтёром, Героем Социалистического Труда В. С. Костиным; директором Беловской ГРЭС, Героем Социалистического Труда П. А. Друзем; строителем, Героем Социалистического Труда А. С. Пашкиным; футболистом, мастером спорта СССР В. А. Раздаевым; учёным, доктором исторических наук А. И. Мартыновым; учителем сельской школы, народным учителем СССР М. А. Авериным; участником Октябрьской революции И. Я. Перцовым; руководителем детского хора «Родничок» В. И. Клениной и многими другими.

Уже отмечалось, что «Шаг за горизонт» – была одной из самых популярных передач Кемеровской студии телевидения, что за 20 лет она вышла в эфир около 700 раз. Знатоки называют её культовой. При этом попутно с «Шагом» Ю. Я. Светлаков снимал очерки для цикла «Семейный альбом» о людях Кузбасса и Горного Алтая. В них он рассказывал о заслуженном артисте России Владимире Переводчикове, об актёре и режиссёре Василии Шукшине, о певце Эдуарде Тараканове, о первой сельской коммуне Кузбасса и о других уникальных людях.

В 2006 году, после закрытия на КСТ эфира для «Шага за горизонт», Юрий Светлаков полностью перешёл на преподавательскую работу в Кемеровский институт культуры, где он уже работал по совместительству с первого дня организации кафедры фотовидеотворчества (1974). Здесь он трудился до 2018 года – в общей сложности почти 45 лет. Внёс большой вклад в основание, формирование и развитие институтской кафедры фотовидеотворчества.

7 августа 2022 года профессора, доцента кафедры экранных искусств Кемеровского государственного института культуры не стало…

Юрий Яковлевич – почётный гражданин Кемеровской области (2014). Награждён орденом «Доблесть Кузбасса» (2013), медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» ІІІ степени (2002), «60 лет Кемеровской области» (2003), «65 лет Кемеровской области» (2008), медалями и почётными знаками «За трудовую доблесть (1971), «Отличник телевидения и радио» (1972). Он становился победителем в номинации «Лучший ведущий авторской программы-2000» в 1-ом областном телевизионном конкурсе «ТВ-Престиж» (2000) – за очерк «Остров».

В одном из интервью, рассказывая историю передачи «Шаг за горизонт», Юрий Светлаков поделился:

«Если докапываться до истоков, то мой прадед обладал удивительной силой – взглядом распрягал лошадей, а дед Иван знал толк в травах, но знания свои никому не передал. Кто знает, может быть, какие-то гены предков у меня и есть, жаль, только я этого не замечаю.

Любопытство и стремление понять, что и как происходит, явилось одной из причин создания цикла передач «Шаг за горизонт». Тайна привлекает. Мало узнать – важно понять, как это происходит в рамках тех знаний и тех ощущений, которые отпущены нам в этом мире.

Что происходит? Как по фотографии можно определить, жив человек или нет? Что такое душа? Как открыть «третий глаз»? Где обитает мысль? Вопросов много, но нет готовых ответов…»

Мастер пытался найти для нас эти ответы…

Собинф

Фото из Internet

 

Тамара Маслова начинала телекарьеру с молодёжной редакции

22 июля 2022 года ушла из жизни известная журналистка, телеведущая Кемеровской областной студии телевидения Тамара Яковлевна Маслова. Она была одной из тех, кто стоял у истоков организации собственного телевещания в Кузбассе.

Тамара родилась 5 августа 1937 года. В 1960-м окончила филологический факультет Томского государственного университета. Первые годы её активной журналистской деятельности прошли в редакциях газет. Интересно отметить, в том же 1960-м Тамару приняли в ряды Союза журналистов СССР.

В 1964 году её пригласили на Кемеровскую студию телевидения. Энергичную, инициативную журналистку назначили редактором молодёжной редакции ТВ. На этом посту она трудилась более 10 лет, организовывала и готовила телепрограммы, писала для них сценарии, выступала в роли ведущей передач. Зрители сразу замечают интересные телевыпуски с её участием для молодёжи Кемеровской области.

Одна из регулярных программ молодёжной редакции КСТ называлась «Ровесник». Кроме Тамары Масловой, её автором была журналистка Нелли Ермакова. Режиссёрами выступали Илья Ляхов и Тамара Гаверова. Программа выходила в эфир несколько лет подряд, начиная с 1965 года.

Другой постоянной телепередачей под руководством Масловой стала запомнившаяся программа по письмам зрителей «Добрый вечер». Её премьера состоялась 29 января 1974 года. Её режиссировал главный режиссёр КСТ Виктор Яковлевич Руденский, а вела её в эфире популярная среди телезрителей Галина Скударнова. Программа хорошо помогала жителям области решать свои насущные проблемы, получать ответы на самые сложные жизненные вопросы.

В 1979 году Т. Я. Маслову ненадолго перевели на ОблРадио: надо было помочь коллегам в поисках нового, более интересного «эфирного лица». Но уже с 1980-го Тамара Яковлевна снова на телевидении: теперь она – главный редактор общественно-политического вещания.

В те времена редакция общественно-политического вещания на КСТ считалась главной. Степень важности и ответственности в этой редакции была наивысшей. И на должность главного редактора политвещания назначался только опытный руководитель. Опытная и ответственная Маслова соответствовала этим требованиям.

Хотя, всякое бывало. Как-то она вспоминала эту «высокую» ответственность в связи с казусным случаем:

«Старожилы помнят, что в день 100-летия В. И. Ленина погода была жутчайшая: мороз под 30 градусов, штормовой ветер с ледяной крупой. На этот день был запланирован митинг молодёжи на площади Советов в Кемерове, который телевидение должно было записать на видеоплёнку. По правилам технической эксплуатации передвижная телевизионная станция не должна выезжать в такую погоду на передачи. Но… мы выехали и развернули камеры.

Зрелище, надо сказать, было довольно жалкое. Обкому комсомола удалось собрать на площади несколько сотен коченеющих комсомольцев, которые толпились у памятника. По периметру полупустой площади стояли замёрзшие солдаты и милиция. Рядом с памятником – трибуна для ораторов.

В 10 часов утра под свист ветра митинг открыли. Первый секретарь обкома ВЛКСМ выступал с докладом. Он подошёл к микрофону, снял шляпу, положил в неё листочки и начал читать. В это время задние ряды развернулись на 180 градусов и рванули с площади. Общий план уже снимать нельзя! Наш режиссёр работал только на крупных планах докладчика и ребят, стоящих у трибуны.

Докладчик тоже заметил, что людей на площади почти не осталось. И решил побыстрее закруглиться фразой: «Под мудрым руководством партии Ленина – вперёд, к сияющим вершинам коммунизма!»

И вот тут вмешались неведомые силы! Едва секретарь произнёс слово «вперёд», как вдруг, мелькнув ногами, он улетает в тартарары, на ходу докрикивая фразу: «…к сияющим вершинам коммунизма!» Трибуна ли провалилась или он сам оступился на шатком сооружении, только вместо сияющих вершин в кадре вышла зияющая пустота. На этом митинг закончился, он длился 18,5 минуты.

Мы вернулись на студию. Ситуацию надо было как-то исправлять. Решили, в ходе трансляции в эфире видеозаписи митинга фрагмент, где секретарь выпадает из кадра, перекрыть фотографией памятника Ильичу. И на этом плане я, как ведущая репортажа, должна была сделать кроткую начитку прямо из студии. Но чтобы зрители этого не поняли, и всё выглядело бы так, будто я говорю с площади. Сработать надо было очень точно: в доли секунды режиссёру суметь перекрыть видеоряд, а звукорежиссёру выдать звук из студии на уровне записи на митинге.

Эфир. Все напряглись. И тут звукорежиссёр Михаил Михайлович Федосов подколол режиссёра Неллю Захарову: не проворонь, мол нужный план. Она на мгновение поворачивается к Михаилу, чтобы ответить на колкость… Короткая перепалка… Секретарь комсомола в кадре выкрикивает свой призыв, улетает из кадра вверх тормашками – исправить ситуацию мы уже не успели, и всё, что было на самом деле, спокойно вышло в эфир. 

Мы сжались от ужаса, потому что знали: есть дежурный кагэбэшник и дежурный в обкоме партии, которые специально смотрят все наши передачи…. Но, может быть, все они в это время пошли поужинать, может, подобно нашим пультовикам, отвлеклись или сделали вид, что ничего не произошло? Во всяком случае, реакции не последовало никакой».

Что же, что было, то было!

Со временем Тамара Яковлевна прошла на КСТ должности главного редактора художественного вещания и главреда утреннего вещания. А в 1997 году её назначили первым заместителем председателя ГТРК «Кузбасс» – программным директором Службы телевидения. Должность ответственная, хлопотная. Однако при этом она не только руководит, она продолжает работать и как редактор-журналист.

Так, во второй половине 1990-х – начале 2000-х Маслова автор и ведущая телепрограмм «Молодые мастера», «В кругу семьи», автор телепрограмм «Турнир весёлых и смекалистых, «Живи и помни», «Сибирская веселуха».

Кузбасским зрителям запомнились кинопрограммы «Мы из Кузбасса», «Мы этой силы частица», которые шли не только в областном эфире, но и транслировались на всю страну на Центральном телевидении СССР. Автором их сценариев стала Тамара Яковлевна. Также она готовила сценарии для популярных киноочерков «Сын», «БАМ – жаркое лето», «БАМ – год второй» и ряда других видеофильмов.

Авторская программа Т. Масловой «Живи и помни» рассказывала о ветеранах Великой Отечественной войны. Выходила в эфир в 2000-2001 годы. Цикл этих телепрограмм был удостоен диплома III степени на Всероссийском конкурсе лучших журналистских работ патриотической тематики.

Областной телефестиваль народного творчества сельских районов Кузбасса «Сибирская веселуха» транслировался по телевизору в 1998-2000 годы. Но, легко сказать, транслировался. Прежде в один из районов Кузбасса выезжала целая бригада организаторов: составляли план большого сельского праздника, писали сценарий, который должны были вместе с телевизионщиками реализовать народные мастера песен и танцев, сельские специалисты «золотые руки» со своими необычными поделками и проектами. 

Первый раз телеконкурс народного творчества «Веселуха» вышел на экраны в январе 1998 года. Создавался он при поддержке администрации Кемеровской области. Фестиваль действительно собирал под своё крыло лучших музыкантов, певцов, танцоров области. В этой программе раскрылись народные талант, удаль и задор.

«Веселуха» была чрезвычайно популярна и среди селян, и среди горожан. В неё принимали участие коллективы художественной самодеятельности самых удаленных деревень и посёлков области, народные мастера и умельцы. Записи программ проходили в сельских клубах и домах культуры в режиме «прямого эфира» с использованием ПТС.

А автором этого большого проекта стал тележурналист-ветеран Николай Васильевич Чирков, сценарии писала Тамара Маслова. Режиссёром была Зинаида Шерина, вёл программы руководитель известного ансамбля «Скоморохи» Александр Соловьев.

Всего в эфир вышло 18 телепрограмм. Финальный концерт «Веселухи» проходил в Государственной филармонии Кузбасса и продолжался 6 часов! В 1999 году на первом телефестивале «Моя провинция» в городе Борисоглебске (Воронежская область) «Сибирская веселуха» получила 1-е место. Тогда же она стала победителем в номинации «Фольклорная программа» на «Евразийском телефоруме – 99».

Это был настоящий успех! И Тамара Яковлевна вместе со всей телевизионной командой по праву им гордилась.

За годы работы у Т. Я. Масловой накопился огромный опыт организации телевидения и функционирования телевизионного коллектива. Этими знаниями она щедро делилась с молодыми кадрами. В 1992 году она начала преподавать сценарное мастерство в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ, ныне – КемГИК). А когда в 2002 году, в 65 лет, ушла со студии телевидения, преподавание в вузе вообще стало новым смыслом её жизни.

Более 20 лет Тамара Яковлевна вела занятия в стенах института, являясь доцентом кафедры фотовидеотворчества. За эти годы немало её выпускников выбрали телевидение местом своей работы.

В 2013-м Т. Я. Маслова переехала на постоянное жительство в Краснодар.

Среди многочисленных наград, которыми отмечены её творческие и трудовые успехи, Тамара Яковлевна выделяла знак «Отличник телевидения и радио» и – самую высокую в её жизни государственную награду – почётное звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Сергей Черемнов

Фото: из «Энциклопедии телевидения Кузбасса»

 

Александр Лактюшин: первый редактор газеты «Сталинское знамя» в Мысках

Об Александре Афанасьевиче Лактюшине известно очень мало, хотя, возможно, ещё живут в Мысках люди, связанные с ним узами родства или что-то знающие о первом редакторе районной газеты «Сталинское знамя». И если такие есть, то неисчерпаема будет благодарность потомков за любую информацию об этом человеке…

Установлено не так уж много подробностей его биографии. Александр Лактюшин родился 25 февраля 1913 года в Омске. Удалось выяснить, что в 1935 году он призывался на срочную службу в армию.

Когда в 1939 году в Новосибирской области (Кемеровская область тогда входила в состав этого региона) образовался новый Мысковский район с центром в Мысках, его направили сюда с задачей: создать издательство, организовать производство газеты и возглавить редакцию и типографию.

28 октября 1939 года Александр Лактюшин подписал самый первый номер районной газеты «Сталинское знамя» (в дальнейшем газета называлась «Путь к победе», «Вариант», сегодня – городская зазета «Мыски»), фотокопия которого сегодня хранится в архиве как самая дорогая реликвия.

Читатель не знает, как трудно делать маленькую газету – везде успеть, на крохотной газетной площади разместить самые разнообразные материалы… А ведь шёл «сталинский» 1939-й!  А ведь всё начиналось с нуля! Огромная ответственность! Сотни проблем и сложностей! И Лактюшин умело решал эти проблемы. В 1939 году вышло всего два номера газеты. А в 1940-м двухстраничное «Сталинское знамя» выходило уже регулярно, два раза в неделю, тиражом 1000 экземпляров.

А. А. Лактюшин, по сохранившимся сведениям, был хорошим редактором, талантливым журналистом, отличным товарищем.

Когда началась Великая Отечественная война, он в числе первых подал заявление в районный военкомат, в котором написал:

«Считаю своим долгом коммуниста быть там, где решается судьба Родины».

Но ему сказали:

«Работай. Понадобишься – отправим на фронт».

Понадобился он уже вскоре – был призван в ряды РККА Мысковским райвоенкоматом Новосибирской области. 11 сентября 1941 года Александр Лактюшин прощался с коллективом редакции и типографии. В приказе № 83, который он сам же и сочинил, сказано:

«…Выбываю в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Исполнение обязанностей отв. редактора возлагаю на ответ. секретаря Недорезова».

Это был его последний приказ по издательству.

Ему присвоили звание старшего лейтенанта и должность политрука стрелковой роты. Воевал в Подмосковье, освобождал Белоруссию, Украину и Польшу, брал Кенигсберг. Служил в отдельном полку резерва офицерского состава Второго и Третьего Белорусских фронтов. Остался жив. Военную службу завершил на Дальнем Востоке 12 апреля 1948 года, выйдя в отставку в звании капитана.

Награждён орденами Александра Невского и Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В редакцию он больше не вернулся. Но дело, начатое Александром Лактюшиным, осталось. И вот уже более 80 лет оно продолжается многими поколениями мысковских журналистов.

Какая память о газетчике может быть лучше?!

Владимир Басов,

бывший главный редактор Мысковской городской газеты «Вариант» 

На снимках: А. А. Лактюшин; фотокопия первого номера Мысковской районной газеты «Сталинское знамя»; фотокопия приказа А. А. Лактюшина об уходе на фронт.

Архив новостей