Александр Пантелеевич Морозов закончил Великую Отечественную войну в Вене танкистом. Потом были несколько десятков лет, отданных главной газете области «Кузбасс», эти годы были для него плодотворными и творчески яркими. Сегодня небезынтересно услышать о нем из уст вдовы Людмилы Николаевны Морозовой.
Людмила Николаевна рассказывает:
– Родился он в алтайской деревне. Матьи отец из крестьян. В семье была еще старшая сестра – Арина. Надо сказать, жилиони небогато, но очень дружно. Деревня отдаленная, транспорт не ходил, да и дорога к ним была кое-где лишь лежневая. Детство было у него нелегкое. Родители и крестьянский труд – вот его воспитатели.
– А как он попал на фронт?
– Началась война, его мобилизовали. Он был здоровый, красивый, на зависть всем девчонкам.
Механизированная часть, в которую попал Саша Морозов, когда ему не было еще восемнадцати лет, одна из первых получила звание Гвардейской за бои под Ельней. Правда, это было до него. Но позднее он освобождал Украину, Донецк, Запорожье. Отличился в боях под Будапештом, за что был удостоен ордена Красной Звезды. Освобождал Австрию.
Когда кончилась война, старшему сержанту Александру Морозову было чуть за двадцать. У него был, судя по фото, распрекрасный чуб.
Когда Саша Морозов входил в Вену, она была в белой пене садов. Весна. Цветенье. А рядом – смерть. Прорывались за озеро Балатон, и мальчишки с подвернутыми рукавами великоватых гимнастерок оставались на земле (накануне он был вместе с ними на комсомольском собрании)…
Пять лет отдал армии. Рассказывал, что в мае 1945 года, когда вся Европа утопала в яблоневом цвету, их бригада находилась в Вене, столице Австрии. Здесь он встретил Победу. А после войны решил учиться журналистике. И познакомились мы с ним в Томске.
По воле судьбы он и я снимали жилье у одной и той же хозяйки. Жили в соседних комнатах. И приглянулись друг другу, познакомились, вместе часто гуляли и…решили сыграть свадьбу. Я в нем ценила не только настоящую мужскую стать и выправку,но и интеллигентность. Интеллигентным, корректным и добрым в отношениях, с хорошим чувством юмора он был всегда.
После Томска, где Александр Пантелеевич работал в молодежной газете, мы переехали в Кемерово.
– В газете «Кузбасс» его вспоминают досих пор, хотя прошло уже 20 лет после ухода на пенсию…
– Да, «Кузбасс» для него был и второй семьей, и школой жизни, и творческой лабораторией, и кладезем опыта. Здесь он работал с прекрасными журналистами, трудился с упоением, удовольствием в трудном отделе писем, а затем в секретариате. Раньше ведь отдел писем был барометром отношений читателей и редакции, а секретариат – это штаб редакции.
В коллективе его любили за организаторские способности. Как мне помнится, не без его инициативы 9 мая редакция традиционно устраивала «землянки» на природе, в честь журналистов – «кузбассовцев», участников войны. А какими сказочными были коллективные поездки за грибами в березовые рощи, в тайгу!
Татьяна Оспищева.
Источник: книга «Овеянные славой дороги в сорок пятый» Кемерово, 2010.