Зоя Ботвинко. Дотянуться до небес

15 июля 2024 

Спецпроект «Жираф» редакции Промышленновской районной газеты «Эхо» представляет собой детско-юношескую «газету в газете». Это труд детей и подростков – от дизайна первой полосы до последней строчки в выходных данных.

 

Полноценное детское издание

Это полноценное четырёхполосное издание с оригинальным содержанием, которое разрабатывают и воплощают в жизнь наши юные коллеги во главе с их главным редактором. Четырёхполосный вкладыш-приложение можно вынуть из районки и подарить мамам и бабушкам, показать одноклассникам или взять с собой на фестиваль.

Родился «Жираф», как и девиз юнкоров «Дотянуться до небес», после очередного регионального форума «Молодые ветра». Юные журналисты из Промышленной, посмотрев на коллег со всей области, загорелись мечтой выпускать свою газету, а я, как их педагог-руководитель, поддержала идею.

Три месяца выбирали название и концепцию. От «Перемены» и «Школьного вестника» до «Фарижа» («Жирафа» наоборот). Все варианты летели в мусорную корзину.

Кто-то из юнкоров прокричал фразу: «Жираф большой – ему видней». Это всё решило. Сначала выпускались самиздатом. Тираж в 20-25 экземпляров давался большой кровью: деньги на бумагу, поиск техники для печати. Не говоря уже о сборе материалов и вёрстке.

Распространяли газету из рук в руки. Но с первого же выпуска произвели фурор: опечатка в заголовке на первой полосе и очень довольные учителя и родители.

Вскоре нас приютила газета «Эхо»: давали полосу или разворот. Тираж максимум в 50 экземпляров (больше не осилить на деньги родителей) сразу подрос до 6200 экземпляров. Плюс детская газета получила бесплатное распространение по всему району и стабильный выход раз в месяц.

В 2017 году в детскую редакцию пришёл уникальный ребёнок – Диана Заднепровская. У девушки было оригинальное видение, свой журналистский взгляд и отличные задатки начинающего фотографа-иллюстратора. Её смелый дизайн остался с «Жирафом» по сей день.

Сейчас газету узнают уже не только в округе, но и во всём Кузбассе. По дороге из школы Диана могла пообщаться с бомжами в парке (после чего детская газета выпустила публикацию «Бомжи и экзистенциализм»), порассуждать о неженской стороне праздника 8 марта, привлекая к обсуждению взрослых и сверстников.

Что такое «Жираф» для юных корреспондентов? Это погружение в мир журналистики. Игрой, через тренинги они осваивают различие между жанром и фактом, знакомятся с особенностями репортажной подачи инфоповода.

Даже пробуют критику и анализ действительности. Подростки становятся полноценными участниками окружающей социальной жизни, учатся замечать интересное и необычное, говорить и задавать вопросы, а также ответственности и сдавать наработки до дедлайна (срока выполнения работы). Осваивают искусство пера и фотоаппарат, ведут социальные сети, записывают подкасты.

В детской редакции у каждого своя роль, своя «должность». Есть фотокорреспонденты и корреспонденты, операторы и модераторы сообщества в социальной сети. Детское сообщество включает ребят разных возрастов: от «началки» до старшеклассников. Это заставляет младших быстрее взрослеть и подтягиваться.

Малыши, освежая детскую газету своими непосредственными высказываниями и заметками о мамах, папах и домашних питомцах, учатся рассуждать и писать немаленькие тексты на серьёзные темы. А для взрослых всегда есть возможность попробовать себя в роли редактора, научить чему-то новичков.

«Жираф» большой  

Не секрет, что основной головной болью редакций, особенно районных газет, являются кадры. Вернее, их отсутствие.

Выпускники вузов профильных факультетов если и задерживаются, то в городских СМИ. Причем предпочтение отдается телевидению и интернетресурсам.

Как же заполучить молодого, современного журналиста районной провинциальной газете? Предложить высокую заработную плату не можем, как и жильё. Остается один путь – взращивание кадров своими силами.

Поэтому газете «Эхо» проект по выпуску газеты в газете «Жираф» тоже приносит свои дивиденды.

Всё это возможно благодаря грантовой поддержке проекта Министерством цифрового развития и массовых коммуникаций Российской Федерации, которую «Жираф» получает с 2018 года. 

Юные коллеги радуют нас своими победами. Семь выпускников студии «Юный журналист» – два главных редактора газеты «Жираф» и корреспонденты газеты – поступили на журфаки Кемеровского, Томского и Новосибирского университетов.

Не будем тешить себя иллюзией, что они к нам вернутся. Но на практику наши молодые журналисты придут к нам непременно.

На Форуме современной журналистики «Вся Россия-2022» в Сочи проект «Жираф» стал дипломантом в номинации «Спецпроект-акция года». Дважды занимал второе место в «Золотом гонге» МГУ имени М.  Ю. Ломоносова

Высокие оценки жюри стали самым значимым нашим достижением. Думаю, у нас всё-таки получилось «Дотянуться до небес»!

Зоя Ботвинко,

пгт Промышленная,

Кемеровская область.

Источник: журнал «Журналистика и медиарынок», № 11-12, 2022; http://www.jourmedia.ru/photo/pdf/2022-12-page-150.pdf

Архив новостей